Вооружение

Вертолеты для морских пехотинцев

Вертолеты для морских пехотинцев

Еще на стадии разработки армейского штурмового вертолета AH-1G «Хью Кобра» интерес проявило к нему командование морской пехоты США.
Оценив все достоинства вертолета, моряки отметили тот факт, что в исходном варианте АН-1G вертолет для КМП не приемлем.

Прежде всего, морпехов не устраивала однодвигательная силовая установка — для действий над морем желательным было наличие двух двигателей, что в случае отказа одного из них давало шанс дотянуть до берега или корабля. Требовалось усилить и вооружение, установив вместо 7,62-мм пулемета и 40-мм гранатомета на подфюзеляжной турели 20-мм пушку. Для «Морской кобры» выбрали двигатели производства канадского отделения концерна «Пратт энд Уитни» — вертолетную модификацию широко распространенных ТВД серии РТ6. В носовой части машины появилась 20-мм трехстволка, а конструкцию вертолета выполнили из материалов, обладающих повышенной коррозионной стойкостью.

Первый полет АН-1 J состоялся в октябре 1969 года. В сентябре 1970 года «Си Кобры» начали поступать на вооружение морской пехоты, а в 1972-м они дебютировали в бою во Вьетнаме.
Серийное производство продолжалось до 75 года, всего было сделано 69 вертолетов AH-1J.

Новая двухмоторная «Кобра» вызвала интерес Ирана, заказавшего в 1971 году 202 таких вертолета. Иранские AH-1J поступили на вооружение армейской авиации, и в 1980-1988-х годах интенсивно использовались в ходе ирано-иракской войны. Экспортные АН-1 J даже превосходили американские по своим боевым возможностям: их вооружили ПТУР «Тоу».
Естественно, морпехи захотели и себе такую же «игрушку» — в результате появилась модификация АН-IT. Поставки таких вертолетов начались в 1977 году, а всего КМП получил 55 АН-1 Т.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ
В начале 80-х годов КМП рассчитывал заменить «Си Кобры» «маринизированной» версией вертолета АН-64 «Апач», но эта идея не нашла одобрения у конгрессменов, отказавшихся выделить деньги для этой цели.
Ничего не оставалось, как модернизировать «Си Кобру». Появившийся в итоге вертолет АН-1 W «Супер Кобра» получил более мощные двигатели, новые оборудование радиосвязи и аппаратуру РЭБ. Состав вооружения расширили за счет ПТУР «Хеллфайр» с лазерным наведением и УР «Сайдвиндер» класса «воздух — воздух». Поставки АН-1 W начались в 1986 году, и к началу 1990-х они полностью заменили «Си Кобры». Боевым дебютом для «Супер Кобр» стала операция «Буря в пустыне». 78 вертолетов АН-1 W, участвовавших в этой кампании, совершили 1273 боевых вылета, уничтожив 97 танков, 104 БТР и автомобилей и ряд других целей.
Боевых потерь среди AH-1W не было.

Впоследствии «Супер Кобры» участвовали (и продолжают участвовать) практически во всех операциях, проводимых КМП.
АН-1 W в 1990-х годах поставлялся на экспорт. 63 таких вертолета получил Тайвань, 10 — Турция, применявшая «Супер Кобры» в операциях против курдских повстанцев.

«ВАЙПЕР»
В 1996 году стартовала очередная программа модернизации ударных вертолетов КМП, приведшая к появлению варианта AH-1Z «Вайпер». На этой машине вместо двухлопастного несущего винта применен четырехлопастный, вновь увеличена мощность двигателей и полностью пересмотрен состав бортового оборудования. Вертолет получил возможность полноценного боевого применения в ночных условиях благодаря установке инфракрасной системы FLIR.

Предусмотрена также возможность установки РЛС «Лонгбоу» с антенной в обтекателе над втулкой несущего винта — как и на новейших модификациях «Апача». Из-за плохого финансирования создание AH-1Z продвигалось довольно медленно.
Прототип «Вайпера» впервые поднялся в воздух 8 декабря 2000 года. В 2006-м начались войсковые испытания, но лишь в сентябре 2010 года было объявлено, что АН-1Z достиг боевой готовности. В настоящее время такие вертолеты поступают на вооружение легких штурмовых эскадрилий КМП взамен «Супер Кобр».

Похожие публикации

Авианосец «Викториес» типа «Илластриес»

admin

Авиагруппы Второй мировой войны

admin

Легкий авианосец ВМС Великобритании «Центавр»

admin

Оставить комментарий