Легкий авианосец типа «Инвинсибл»

Отказ Великобритании от строительства оснащенных самолетами авианосцев и прекращение в1966 году программы создания CVA-01 обусловили разработку тактико-технических требований для строительства штабного крейсера водоизмещением 12 500 тонн с авиагруппой из шести вертолетов ПЛО «Си Кинг» в 1967 году. Пересмотр этой концепции в сторону увеличения размеров палубы показал, что авиагруппа из девяти вертолетов является значительно более эффективной. Новые требования были воплощены в проекте, который стал известен как «крейсер со сквозной палубой» водоизмещением 19500 тонн. На самом деле данный корабль представлял собой легкий авианосец, а новый термин был введен для того, чтобы не вызывать негативной реакции у политиков, обеспокоенных возможностью возобновления программ создания авианосцев.

Корабль спроектировали таким образом, чтобы сделать возможным применение и обслуживание морского варианта самолета КВВП «Харриер», стоявшего на вооружении Королевских ВВС. Предвидение проектировщиков было должным образом вознаграждено, когда в мае 1975 года было официально объявлено, что новый корабль будет нести самолеты «Харриер». Первый представитель типа «Инвинсибл», одноименный корабль ВМС Великобритании, был заложен в июле 1973 года на верфи «Викерс» в Барроу-ин-Фернессе.
Его строительство велось без задержек. Контракт на строительство второго корабля, «Илластриес» был заключен в мае 1976 года, а третьего «Индомитебл» - в декабре 1978 года.
По политическим соображениям третий корабль впоследствии был переименован в «Арк Ройал». Авианосцы были введены в состав флота в июле 1980 года, июле 1982 года и ноябре 1985 года соответственно.

Газовые турбины
Корабли этого типа являются самыми большими боевыми кораблями в мире, оснащенными газовыми турбинами. Практически все их оборудование, включая двигатели, имеет модульную конструкцию. «Инвинсибл» и «Илластриес» были оснащены 7* трамплинами, а «Арк Ройал» -15* трамплином. В 1982 году было объявлено, что «Инвинсибл» планируется продать Австралии в качестве вертолетоносца, где он должен будет заменить «Мельбурн».
Однако после войны за Фолклендские острова сделка была отменена, поскольку правительство пришло к выводу, что для обеспечения постоянной боеготовности двух авианосцев необходимо располагать тремя такими кораблями. Операцию «Корпорейт» «Инвинсибл» начал с авиагруппой из восьми самолетов «Си Харриер» и девяти вертолетов ПЛО «Си Кинг». Однако позже ее состав был изменен и включал 11 машин «Си Харриер», восемь противолодочных вертолетов «Си Кинг» и два вертолета «Линкс», оснащенных оборудованием для создания помех ракетам «Экзосет». Из-за нехватки места в ангаре большинство дополнительных самолетов были размещены на палубе. Чтобы снизить нагрузку на «Инвинсибл», авианосец «Илластриес», оснащение которого завершалось в сжатые сроки, направился на юг, имея на борту 10 самолетов «Си Харриер», девять вертолетов «Си Кинг» в варианте ПЛО и два - в варианте ДРЛО.
Оба корабля были также оснащены двумя 20-мм ЗАК «Фаланкс» для противоракетной обороны и двумя одноствольными 20-мм пушками для усиления ранее отсутствовавшей системы ближней ПВО. Стандартная авиагруппа состояла из пяти машин «Си Харриер», двух вертолетов ДРЛО и восьми ПЛО «Си Кинг».

«Крейсера со сквозной палубой» в строю
С 80-х годов в боевом составе ВМС Великобритании постоянно находились два таких корабля, в то время как третий проходил переоборудование. Сначала к стандарту «Арк Ройала» был приведен «Инвинсибл», затем «Илластриес». «Арк Ройал» вышел на двухлетнее переоборудование в 1999 году.
В рамках программы «Джойнт Форс Харриер» в последние годы на этих кораблях на регулярной основе базируются шесть самолетов GR.Mk7 «Си Харриер» ВВС Великобритании. Зенитные ракеты «Си Дарт» на авианосце «Илластриес» со временем были удалены, чтобы освободить пространство для увеличения размеров полетной палубы и оборудования нового оружейного погреба. Когда в 1994 году «Инвинсибл» находился на боевой службе в Адриатике, на нем впервые были развернуты самолеты «Си Харриер» F/A.Mk2.

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Похожие записи:

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.

Подписаться, не комментируя