Оснащенные катапультами гражданские суда

Побережье Европы от мыса Норт до испанской границы к середине 1940 года находилось под контролем Германии, и немецкие самолеты наземного базирования стали представлять серьезную угрозу для английских конвоев. Вне зоны досягаемости союзной авиации и без сопровождения авианосцев конвои постоянно отслеживались немецкими самолетами, которые наводили на них подводные лодки и все более дерзко атаковали отставшие суда.
Самолеты самостоятельно потопили 192 судна союзников общим зарегистрированным водоизмещением 580000 тонн в 1940 году и столько же – за первые четыре месяца 1941 года. Пока создавались конвойные авианосцы, отчаянной мерой противодействия этому стали оснащенные катапультами гражданские суда. На трех торговых судах и старом транспорте гидросамолетов «Пегас» было установлено по одной катапульте, на которой закрепили истребитель MklA «Си Харрикейн» или «Фулмар». Эта группа «кораблей с истребителями на катапультах» продемонстрировала целесообразность концепции, после чего была запущена программа по оснащению подобным образом 50 судов различного водоизмещения. Все они ходили под английскими торговыми флагами и имели гражданские экипажи, но на каждом из них стояла неуклюжая обращенная вперед катапульта.
Летчики из истребительного подразделения торговых судов ВВС Великобритании часами сидели в кабинах своих самолетов в ожидании появления вражеского разведчика. После взлета они должны были успеть перехватить его и вернуться назад с определенным запасом топлива.

Посадка на корабль не предусматривалась. Если своя территория находилась достаточно близко (что случалось редко), то летчик пытался долететь туда.
Легкая добыча
После того как самолет противника обнаруживал себя, мощный, имевший восемь пулеметов истребитель обычно легко его сбивал. Первая зарегистрированная победа принадлежит истребителю «Харрикейн» с корабля «Малпин».
Она произошла в начале августа 1941 года, незадолго до первого похода конвойного авианосца «Одесити». До конца года таким образом были сбиты шесть самолетов.
Первая катапульта была установлена на судне «Эмпайе Рейнбоу» Судно «Эмпайе Лоренс» входило в состав известного конвоя PQ16, отправившегося в середине 1942 года в СССР. Его самолет сбил один
торпедоносец «Хейнкель» Не-111 и подбил другой, а по возвращении обнаружил, что его судно
потоплено. В караване PQ18 самолет «Харрикейн» с судна «Эмпайе Мон» сбил один самолет противника, сорвал атаку остальных и совершил посадку на советской земле. Оснащенные катапультами гражданские суда прослужили недолго. Они были дополнены, а затем заменены конвойными авианосцами, но их роль в то страшное время требует признания. Тактико-технические характеристики для судов этой группы дать невозможно, так как они слишком отличаются друг от друга.

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Похожие записи:

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.

Подписаться, не комментируя