Вертолеты для морских пехотинцев

Вертолеты для морских пехотинцевЕще на стадии разработки армейского штурмового вертолета AH-1G «Хью Кобра» интерес проявило к нему командование морской пехоты США.
Оценив все достоинства вертолета, моряки отметили тот факт, что в исходном варианте АН-1G вертолет для КМП не приемлем.

Прежде всего, морпехов не устраивала однодвигательная силовая установка - для действий над морем желательным было наличие двух двигателей, что в случае отказа одного из них давало шанс дотянуть до берега или корабля. Требовалось усилить и вооружение, установив вместо 7,62-мм пулемета и 40-мм гранатомета на подфюзеляжной турели 20-мм пушку. Для «Морской кобры» выбрали двигатели производства канадского отделения концерна «Пратт энд Уитни» - вертолетную модификацию широко распространенных ТВД серии РТ6. В носовой части машины появилась 20-мм трехстволка, а конструкцию вертолета выполнили из материалов, обладающих повышенной коррозионной стойкостью.

Первый полет АН-1 J состоялся в октябре 1969 года. В сентябре 1970 года «Си Кобры» начали поступать на вооружение морской пехоты, а в 1972-м они дебютировали в бою во Вьетнаме.
Серийное производство продолжалось до 75 года, всего было сделано 69 вертолетов AH-1J.

Новая двухмоторная «Кобра» вызвала интерес Ирана, заказавшего в 1971 году 202 таких вертолета. Иранские AH-1J поступили на вооружение армейской авиации, и в 1980-1988-х годах интенсивно использовались в ходе ирано-иракской войны. Экспортные АН-1 J даже превосходили американские по своим боевым возможностям: их вооружили ПТУР «Тоу».
Естественно, морпехи захотели и себе такую же «игрушку» - в результате появилась модификация АН-IT. Поставки таких вертолетов начались в 1977 году, а всего КМП получил 55 АН-1 Т.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ
В начале 80-х годов КМП рассчитывал заменить «Си Кобры» «маринизированной» версией вертолета АН-64 «Апач», но эта идея не нашла одобрения у конгрессменов, отказавшихся выделить деньги для этой цели.
Ничего не оставалось, как модернизировать «Си Кобру». Появившийся в итоге вертолет АН-1 W «Супер Кобра» получил более мощные двигатели, новые оборудование радиосвязи и аппаратуру РЭБ. Состав вооружения расширили за счет ПТУР «Хеллфайр» с лазерным наведением и УР «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух». Поставки АН-1 W начались в 1986 году, и к началу 1990-х они полностью заменили «Си Кобры». Боевым дебютом для «Супер Кобр» стала операция «Буря в пустыне». 78 вертолетов АН-1 W, участвовавших в этой кампании, совершили 1273 боевых вылета, уничтожив 97 танков, 104 БТР и автомобилей и ряд других целей.
Боевых потерь среди AH-1W не было.

Впоследствии «Супер Кобры» участвовали (и продолжают участвовать) практически во всех операциях, проводимых КМП.
АН-1 W в 1990-х годах поставлялся на экспорт. 63 таких вертолета получил Тайвань, 10 - Турция, применявшая «Супер Кобры» в операциях против курдских повстанцев.

«ВАЙПЕР»
В 1996 году стартовала очередная программа модернизации ударных вертолетов КМП, приведшая к появлению варианта AH-1Z «Вайпер». На этой машине вместо двухлопастного несущего винта применен четырехлопастный, вновь увеличена мощность двигателей и полностью пересмотрен состав бортового оборудования. Вертолет получил возможность полноценного боевого применения в ночных условиях благодаря установке инфракрасной системы FLIR.

Предусмотрена также возможность установки РЛС «Лонгбоу» с антенной в обтекателе над втулкой несущего винта - как и на новейших модификациях «Апача». Из-за плохого финансирования создание AH-1Z продвигалось довольно медленно.
Прототип «Вайпера» впервые поднялся в воздух 8 декабря 2000 года. В 2006-м начались войсковые испытания, но лишь в сентябре 2010 года было объявлено, что АН-1Z достиг боевой готовности. В настоящее время такие вертолеты поступают на вооружение легких штурмовых эскадрилий КМП взамен «Супер Кобр».

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Похожие записи:

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.

Подписаться, не комментируя