Завтра начинается сегодня

В структурах исполнительной власти продолжается работа по выработке мер по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения военнослужащих. Цель понятна - обеспечить уходящим в запас военнослужащим и членам их семей достойную старость. В современных условиях появляется немало новых и непривычных для офицеров способов существенного повышения пенсии. Это и участие в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений, и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). На вопросы «Красной звезды» по этой теме отвечает президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) полковник запаса Константин УГРЮМОВ, сам немало лет прослуживший в РВСН.




- Константин Семенович, что сегодня представляют собой негосударственные пенсионные фонды?
- В 2010 году негосударственные пенсионные фонды в целом обслуживают около 12 млн. граждан России. В негосударственных пенсионных фондах накопительную часть трудовой пенсии формируют около 7,5 млн. человек. Более 6,7 млн. человек накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению.

Участниками НПФ являются свыше 6.750 тысяч человек, что составляет почти 10 процентов занятого в экономике России населения. Иными словами, негосударственные пенсионные фонды стали неотъемлемой частью пенсионной системы страны.
Еще 10 лет назад, в июне 2000 года, крупнейшие негосударственные пенсионные фонды России создали некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов».

С 2004 года ассоциация является единственной в России саморегулируемой организацией негосударственных пенсионных фондов и организаций, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов.
По состоянию на 25 июня 2010 года в НАПФ входят 106 членов, из них 74 - негосударственные пенсионные фонды и 32 - управляющие компании, специализированные депозитарии и другие организации, осуществляющие деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

- А можно ли доверить НПФ свои деньги без риска их потерять? Имеются ли гарантии государства?
- 15-летняя история развития негосударственных пенсионных фондов как раз доказывает, что НПФ в сегодняшней России являются одними из самых устойчивых финансовых институтов. Достаточно привести лишь несколько примеров. Известно, что надежность любой системы особенно ярко проявляется в критических обстоятельствах.

НПФ во время дефолта 1998 года не потеряли ни копейки пенсионных денег своих вкладчиков в отличие от банковского и страхового рынка. Более того, в результате грамотного государственного регулирования НПФ даже умудрились заработать. Для застрахованных лиц это означает то, что в условиях дефолта на счета будущих пенсионеров был начислен дополнительный доход.
Следующим серьезным испытанием стал финансовый кризис 2008 года.

К концу этого сложнейшего года фонды за счет обвала фондового рынка понесли на инвестировании средств, переданных в управляющие компании, убытки до 30 процентов, но большинство НПФ эти существенные убытки компенсировало за счет вклада своих учредителей.

Я бы слукавил, если бы сказал, что так поступили все НПФ. Небольшая часть негосударственных пенсионных фондов по итогам 2008 года распределила по счетам вкладчиков убытки. Но вот уже по итогам первого квартала 2009 года абсолютно все НПФ получили прибыль в среднем в 30 процентов. Для вкладчиков и участников фондов это означало то, что убытки были компенсированы за счет удачного кризис-менеджмента.

Теперь буквально несколько слов о гарантиях со стороны государства. Они есть! Прежде всего гарантии заключаются в жесткой системе контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам. Она ежедневно в режиме реального времени через спецдепозитарии отслеживает все финансовые операции НПФ. Не говоря уж о том, что государство очень четко регламентирует структуру инвестирования всех НПФ. Поэтому украсть деньги из НПФ невозможно, да таких примеров в истории и не было.

- За счет чего образуется доход НПФ?
- Согласно закону доход фондов не может составлять более 15 процентов от инвестиционного дохода, полученного по итогам года. Иными словами, фонд может развиваться только в случае успешной работы на рынке. Если фонд не получил инвестиционного дохода вовсе, то он и не получает свои законные 15 процентов. Поэтому любой НПФ заинтересован в успешной работе.

- Если иметь в виду количество участников и доходность, какие из фондов лучшие?
- Приведу данные независимой компании Pensia Market, опирающейся на данные Пенсионного фонда России. Вот статистика по количеству застрахованных лиц (на 1 марта этого года): «Благосостояние» - 1.042 тысячи, «Лукойл-Гарант» - 821 тысяча, «Большой пенсионный фонд» - 408 тысяч, «Социум» - 342 тысячи, «Норильский никель» - 308 тысяч, «Электроэнергетики» - 233 тысячи.
А вот статистика по доходности пенсионных накоплений (на 31 декабря 2009 года): «Оборонно-промышленный фонд» - 40,5 процента, Национальный НПФ - 34 процента, Межрегиональный НПФ - 31,9 процента, Сберегательного банка НПФ - чуть более 30 процентов, «Большой пенсионный фонд» - 28,3 процента, «Телеком-Союз» - 25,7 процента, «Благосостояние» - 23 процента, «Газфонд» - 22,6 процента, «Лукойл-Гарант» - 20,07 процента.

Сразу оговорюсь, что доходность пенсионных накоплений в силу того, что это «длинные деньги», принято считать на длительном отрезке времени как минимум за 3-5 лет. Так, за последние 10 лет средняя доходность негосударственных пенсионных фондов составляет более 13 процентов, что намного выше официальной инфляции в стране. Это означает, что деньги будущих пенсионеров не только сохранены, но и приумножены.

- В условиях финансового кризиса лучше других себя зарекомендовала государственная управляющая компания. Так кому отдать деньги в управление - ей или НПФ?
- Вопрос не вполне корректный. Мне не пристало оценивать государственную управляющую компанию - ее функции исполняет Внешэкономбанк (ВЭБ). Но вот лишь некоторые факты, на основе которых читатели сами могут сделать выводы. За всю историю управления пенсионными накоплениями с 2002 года ВЭБ по доходам лишь 2 раза превысил инфляцию, и то незначительно.
Да, в кризисном 2008 году убытки ВЭБ от инвестирования пенсионных накоплений были меньше, чем у НПФ.

Но к моменту кризиса за весь срок управления средствами «молчунов» (в годы активного роста фондового рынка) ВЭБ потерял больше, чем негосударственные пенсионные фонды в течение одного кризисного года. При этом надо учитывать, что потери были характерны для всего мирового финансового сектора. Это был планетарный катаклизм, что случается крайне редко. Что же касается наших внутренних кризисов, как в дефолт 1998 года, то я уже говорил: НПФ не потеряли ни копейки.

Кому отдавать деньги в управление? Советовать не буду. Считаю, что каждый человек должен сам решать. Вариантов немного: либо оставаться «молчуном» в ВЭБе, то есть ничего не делать для увеличения своей будущей пенсии, либо сделать выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда. Государство обеспечивает лишь социальный минимум, а о прибавке за счет НПФ человек должен думать сам.

Замечу при этом, что во всем мире правительства обеспечивают лишь минимальный процент замещения заработной платы, а львиную часть прибавки в сумме до 60 процентов оклада дают негосударственные пенсионные фонды. И принцип здесь един для всех: раньше начал копить - больше получил в старости.

Принимают ли участие в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений НПФ? Сколько участников этой программы в настоящее время?
- Негосударственные пенсионные фонды предоставляют людям такую возможность. Программа государственного софинансирования пенсионных накоплений, напомню, введена в действие Федеральным законом № 56-ФЗ от 30 апреля 2008 года «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Она позволяет увеличить любому военнослужащему свою будущую пенсию, а для военнослужащих-контрактников становится сегодня единственным реальным источником грядущей пенсии в том случае, если они уволились до истечения 20 лет службы и тем самым не приобрели права на военную пенсию. Программа стартовала в 2008 году, и вступить в нее можно до 1 октября 2013 года.

Ее суть в увеличении гражданами своей пенсии за счет собственных добровольных взносов на накопительную часть пенсии, а также за счет софинансирования государством дополнительных пенсионных накоплений. В течение 10 лет в случае откладывания 12 тысяч рублей в год (1.000 рублей в месяц) государство на паритетных началах добавляет еще 12 тысяч.

В декабре 2009 года на Втором ежегодном российском пенсионном форуме председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин особо отметил, что участие военнослужащих в программе софинансирования нуждается в поддержке.

Гражданская часть населения России уже активно включилась в программу, на сегодняшний день таких людей более 2,5 миллиона. Теперь очередь за военнослужащими.

- Для вступления в программу государственного софинансирования пенсионных накоплений необходимо страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Могут ли военнослужащие, не имеющие этих свидетельств, написать заявление о вступлении в данную программу?
- Для вступления в программу государственного софинансирования нужно подать заявление в территориальное управление Пенсионного фонда России либо в негосударственный пенсионный фонд, являющийся трансферагентом ПФР. В заявлении в обязательном порядке указывается страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Если индивидуальный лицевой счет не открыт, то в соответствии с Федеральным законом № 56-ФЗ гражданин одновременно с подачей заявления о вступлении в программу государственного софинансирования пенсии представляет сведения для регистрации в качестве застрахованного лица, т.е. заполняет анкету застрахованного лица и получает СНИЛС.

Военнослужащий обязан знать, что такое страховое свидетельство нужно не только для программы софинансирования. Его наличие дает возможность военному, если во время службы он занимался разрешенной оплачиваемой деятельностью (педагогической, научной, творческой) либо продолжает заниматься этой деятельностью по завершении службы, учитывать его пенсионные права на индивидуальных лицевых счетах.

То есть эти сведения о страховом стаже и соответственно о взносах на обязательное пенсионное страхование позволят военнослужащему получить право на страховую часть трудовой пенсии помимо военной пенсии.

- Какова может быть прибавка к военной пенсии для участников программы государственного софинансирования пенсионных накоплений?
- Чтобы преимущества софинансирования были понятны, приведу некоторые расчеты. Если военнослужащий в возрасте 23 лет начинает уплачивать с января 2011 года в течение 10 лет ежемесячные взносы в размере 1.000 рублей в месяц и передает эти взносы в негосударственный пенсионный фонд со среднегодовой инвестиционной доходностью в 10 процентов, то его пенсионные накопления при достижении 60 лет составят более 5 млн. рублей. Это позволит ему получать дополнительно к военной пенсии более 21 тысячи рублей ежемесячно. Согласитесь, игра стоит свеч.

- Могут ли участвовать в этой программе военные пенсионеры?
- Для военного пенсионера, достигшего пенсионного возраста, имеющего право на страховую часть трудовой пенсии и не обратившегося за ней, это означает возможность получать пенсию по линии Министерства обороны и одновременно увеличить в 4 раза, за счет государственного софинансирования, свои добровольные взносы на накопительную часть пенсии.

Самое интересное в том, что для военного пенсионера возможности софинансирования еще привлекательнее. Есть специальные условия для граждан, достигших пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет). Если они не обращаются в Пенсионный фонд России за начислением одной из частей трудовой пенсии, то для них объем государственного софинансирования увеличивается в 4 раза, но не превышает 48 тысяч рублей в год.

- Имеются ли иные возможности увеличения военной пенсии через негосударственные пенсионные фонды?
- На сегодняшний день в Российской Федерации работает более 100 НПФ, которые предоставляют широкие возможности в области добровольного пенсионного обеспечения. В применении к военнослужащим добровольное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственной военной пенсии и реализуется путем заключения договора о негосударственном пенсионном обеспечении с негосударственным пенсионным фондом.

Добровольное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров военных пенсий и предполагает регулярное перечисление пенсионных взносов в НПФ в течение определенного периода времени и их прирост за счет инвестиционного дохода. Размер дополнительной пенсии через систему негосударственного пенсионного обеспечения может достичь 50-60 процентов заработной платы. Все это в сочетании с военной пенсией и прибавкой по программе государственного софинансирования может сделать совокупную пенсию весьма высокой. О своем завтра надо думать уже сегодня.

“Красная звезда”.

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Похожие записи:

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.

Подписаться, не комментируя