Разное

Военная наука: лучше меньше да лучше. Но лучше ли?

В День России в Петропавловской крепости состоялся торжественный выпуск курсантов Военного института физической культуры. Ряды Вооруженных сил пополнили 73 свежеиспеченных лейтенанта. Это событие открывает целую череду выпускных военных учебных заведений Петербурга. За радостным волнением преподавателей, отпускающих в свободное плавание воспитанников, стоит тревога за собственное будущее.

О реформе военного образования чиновники Минобороны распространяются не столь часто и подробно, как о преобразованиях в войсках. Быть может, именно поэтому изменения в стенах альма-матер будущих офицеров стали неожиданностью и внесли сумятицу в умы преподавателей. Коррективы коснулись всей системы: от среднего уровня до высшего. В частности, в Суворовском училище были выведены за штат и уволены в запас все офицеры-воспитатели, на должностях остались только гражданские лица.




Но главные изменения произошли в самой концепции обучения. «Раньше это было обучение для мальчиков с 14 лет, грубо говоря, подготовка будущих студентов для институтов, чтобы они освоили азы военного обучения, прошли КМБ и были подготовлены для выполнения обязанностей в должности командиров отделений, — поделился с «Фонтанкой» один из бывших преподавателей СВУ. — Раньше одним из показателей было, сколько суворовцев поступило в военные учебные заведения, в прошлом году все льготы для суворовцев отменили, и вместо внеконкурсного поступления без сдачи экзаменов, теперь все на общих основаниях — ЕГЭ. Таким образом, потерян сам смысл обучения в суворовском училище».

 

Другими словами, произошло «огражданивание» военного училища с принижением его статуса. «Вроде бы название осталось то же, преподаватели почти все остались, но изменилось само учение, — говорят преподаватели. — Теперь суворовского военного училища не стало как такового. В этом году суворовцы не стали участниками парада на Дворцовой площади, все эти разговоры о подготовке к экзаменам — чепуха. Сколько лет и экзамены сдавали, и в парадах участвовали, и все было нормально».

Часть офицеров после сокращения не захотели служить в статусе гражданских преподавателей и ушли. Большинство, правда, остались, но это связано с тем, что они не хотят бросать своих ребят на полпути. «Воспитание — это непростой процесс сам по себе, очень ответственный и длительный, — объясняют свою позицию офицеры в запасе. — Когда им занимаешься, невольно вкладываешь свои силы и душу и хочешь увидеть результаты своего труда.

Часть офицеров именно по этой причине и остались — чтобы довести до ума своих ребят, внутренние убеждения не позволяют им поступить иначе». Но, выпустив своих воспитанников, и они уйдут. Придет ли кто-то на смену — тайна, покрытая мраком. Действующие военнослужащие, понятное дело, — нет. Выпускники гражданских вузов — возможно. Но как педагог, не служивший в вооруженных силах, может подготовить будущее армейское пополнение? Это даже звучит нелепо.

Быть может, офицеры относились к переменам с большим пониманием, если бы им хоть кто-то удосужился объяснить смысл происходящего. Но из Москвы просто приходят директивы, причем, без каких-либо инструкций, как исполнять это все на практике.

В итоге складываются поистине идиотические ситуации. Например, раньше, когда офицер-преподаватель входил в класс, подавалась команда «Смирно», и это было вполне естественным. Теперь же исполнять воинские ритуалы в отношении гражданских лиц, как минимум глупо. «Или сейчас службу дежурными по училищу несут те офицеры, которые еще не уволены (пока не обеспечены жильем, они находятся за штатом), хотя как у гражданской организации подобной службы быть не должно.

Если мы гражданские, значит, это должна быть вневедомственная охрана или охранное предприятие, — недоумевают бывшие военные. — Таких моментов очень много, когда просто на ходу приходится искать решение тех или иных проблем».

В этом году в суворовские училища начинается набор на 7-летнее обучение, но главное, среди учеников появятся девочки. Где они будут жить, будут ли это смешанные классы или придется разделять, должны ли представительницы прекрасного пола носить форму, в каком объеме рассчитывать для них физическую нагрузку — ответы на эти вопросы, видимо, тоже придется искать по ходу обучения. Но останется ли в таком случае хоть что-нибудь от старой школы военных училищ?

«На сегодняшний день это просто интернат на балансе Минобороны, — уверен собеседник «Фонтанки». — То есть Минобороны для своих офицеров, военнослужащих контрактной службы предоставляет такую возможность: они выполняют задачу где-то в горячих точках, при этом их дети получают хорошее образование, воспитание в стенах этого интерната».

Грянули перемены и в других военных учебных заведениях. В первую очередь сокращается численность набора курсантов. Кроме того, все петербургские учреждения, готовящие специалистов для Военно-морского флота, потеряли свою автономность и стали филиалами Военного учебно-научного центра на базе Военно-морской академии, о создании которой Минобороны сообщало еще в 2008 году. Планировалось, что к 2013 году все военно-морские вузы и училища (в том числе и Нахимовское) оставят свои здания в Петербурге и переедут в Кронштадт, где практически с нуля будет отстроен военный городок с суперсовременной инфраструктурой и научно-материальной базой.

Реализация этого грандиозного замысла, может быть, и началась, только продвигается тихо-тихо (без освещения в СМИ), а стройки, видимо, накрыты шапкой-невидимкой, чтобы никто их не увидел раньше времени. Поговаривают, что срок сдачи работ уже передвинут на 4 года вперед. Если это так, то бесстрашие военных чиновников — затевать эксперименты с кронштадтскими моряками в 17-м году — заслуживает уважения.

Министерство обороны по своему обыкновению изменения в военном образовании особо не афиширует и не комментирует. Тем не менее, «Фонтанке» удалось разыскать доклад замминистра Николая Панкова двухгодичной давности, в котором подробно и поэтапно рассказывается о том, во что превратятся военные учебные заведения страны. Кроме того, здесь указываются цели и задачи проводимой реформы. Они напрямую связаны с сокращением численности войск в 3,5 раза.

В связи с этим, 60 тысяч офицеров, ежегодно выпускаемых советскими, а потом и российскими вузами, попросту не нужны. Мало того, на содержание 64 военно-учебных заведений уходят огромные средства — до 15 миллиардов рублей ежегодно. В целях экономии и модернизации образовательной системы, к 2013 году планируется оставить всего 10 системообразующих вузов: три военных учебно-научных центра, шесть академий и один университет.

Помимо военно-морского центра в Кронштадте, появятся аналогичные объединения подготовки кадров для Сухопутных войск и Военно-воздушных сил. Академии же будут укрупнены по следующему принципу: к московской академии ракетных войск стратегического назначения присоединяются Ростовский и Серпуховский институты; в питерскую космическую академию войдут Московский и Череповецкий институты радиоэлектроники; Кемеровское, Новочеркасское и Рязанское училища связи, а также Ставропольский институт и Краснодарское училище разместятся под крышей Санкт-Петербургской академии связи; в Кострому в академию войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск переедут Нижегородское и Тюменское училища и Саратовский институт химической безопасности; также в Петербурге будет базироваться академия тыла и транспорта, которая включит в себя Военно-транспортный университет железнодорожных войск, инженерно-технический университет, Вольское и Ульяновское училища, Военно-ветеринарный и Тольяттинский институты; переедут в Северную столицу военные медики из Самары, Саратова и Томска, под крыло ВМедА также перейдут курсанты питерского института физической культуры.

Как следует из доклада Панкова, это объединение — только первый шаг. Впоследствии в состав профильных вузов войдут образовательные учреждения начального и среднего профобразования, суворовские училища и кадетские корпуса. Затем Военная академия тыла и транспорта будет переброшена в город Вольск, а академия связи — в Новочеркасск или Ставрополь. Михайловская военная артиллерийская академия перестанет существовать как отдельная единица и войдет в состав учебно-научного центра ВВС.

Начиная свою реформу, мыслители из Минобороны понимали, что она вызовет массу негативных откликов у бывших, действующих и будущих преподавателей и курсантов. Но уверяют, что, разрабатывая план модернизации, руководствовались принципом «не навреди». В одном штабисты не ошиблись — в адрес президента, Совета Федерации и Госдумы идут десятки возмущенных писем от ветеранских организаций, в которых преобразования называются чуть ли не вредительством, нацеленным на развал системы военного образования. Но в ответ приходят в лучшем случае отписки, а чаще возгласы общественности просто игнорируются.

Еще ни одна реформа в истории человечества не обходилась без жертв, даже при самых чистых помыслах всегда найдутся недовольные: кто-то не захочет уезжать вслед за своим вузом в другую часть страны, кто-то будет недоволен новыми условиями обучения. Тем не менее, многих вопросов можно было избежать, если бы военные чиновники удосужились четко и внятно разъяснять каждое свое действие. Нет, Министерство обороны предпочитает просто сокращать численность набора курсантов уже после зачисления, как это было в прошлом году.

Кстати, несмотря на то, что военная прокуратура признала такой подход незаконным, большинство ребят так и остались не у дел. В этом году появилась информация, что набора в вузы не будет вовсе, якобы такое решение было принято тоже в последний момент — уже после начала приема документов и прохождения абитуриентами медкомиссии. Официального подтверждения этому пока нет, но, учитывая прошлогодний опыт, такое развитие событий вполне возможно.

Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»

Похожие публикации

Генштаб расследует обстоятельства призыва воронежских аспирантов

admin

Губернатора Калининградской области лишили полковничьих погон

admin

Военная реформа: за что не любят Табуреткина

admin

Оставить комментарий