Кому служит и что защищает наша армия?

Парадокс заключается в том, что чем выше звание у опрашиваемых военнослужащих, тем затруднительнее им дать честный, беспристрастный ответ.

Нет осознания единой России

На то, чтобы верно исполнять ратный долг перед Родиной, нацеливают присяга, уставы, а также развешанные в любой воинской части, в каждой комнате информирования и досуга баннеры и красочные плакаты. И когда командиры от лица государства поощряют подчиненных, те кратко произносят: «Служу Российской Федерации!».

Между тем в приватных беседах многие офицеры нередко говорят о том, что не понимают, о какой России идет речь. Очевидно: в их сознании произошло расщепление единого образа Отечества. Ведь сегодня страна делится не только по федеральным округам и субъектам РФ, но и все более явно по национальному и социальному признакам.




На мой взгляд, с точки зрения психологических самоощущений для военнослужащего важно, в каком коллективе он находится. Кто его сослуживцы и командиры по мировосприятию и национальности? Есть ли у них единое понятие общности Отчизны, совпадают ли цели и задачи служения? Межнациональные конфликты возникают ведь очень часто именно из-за этого.

Ну не хотят подчиняться не «своим» командирам и выполнять требования единых для всех (кроме них) общевоинских уставов, например, некоторые уроженцы северокавказских республик. Почему? Потому что уверены, что имеют на это полное моральное право: их так воспитали и оттого мировосприятие Родины у них со всеми вытекающими последствиями отличное от прочих.

Однако осознания единой России нет и у многих солдат и сержантов, матросов и старшин, офицеров – представителей государствообразующего народа. Настоящий раскол общества по имущественному признаку, нередко дающая о себе знать социальная несправедливость никак не способствуют консолидации русской нации. Проявляются подобные настроения и в армейской среде. Вряд ли среди военнослужащих найдутся такие, у кого не возникает внутреннего протеста, когда Россию, которой они присягали, которую они призваны защищать с оружием в руках, ассоциируют с доморощенными олигархами.

Или же, наоборот, с бомжами, попрошайками, алкоголиками, опустившимися, достигшими жизненного дна людьми, которые встречаются на улицах мегаполисов. Но именно на это все чаще напирают антигосударственные элементы, включая участников экстремистских бандформирований.

Не вполне понимают даже офицеры: что они, собственно, призваны оберегать? Народ, власть, демократию или просто кусок земли, территорию, именуемую Российской Федерацией, с развивающимся над ней триколором? Ведь очевидно, что это совсем не одно и то же.

Лишенные прежнего Отечества

Точнее всех идею служения Родине с учетом православного мироощущения большинства солдат той поры выразил, пожалуй, автор манифеста 1861 года об отмене крепостного права митрополит Московский Филарет (Дроздов). В написанном им воинском катехизисе – толковом пособии для верующих он вывел блестящую формулу: «Люби врагов своих, гнушайся врагов Божьих, сокрушай врагов Отечества».

Германский офицер Гейно фон Базедов, проведший в нашей стране около десяти лет, отмечал в своих «Путевых впечатлениях о военной России», изданных у нас ровно сто лет назад, что русская армия отличается высоким религиозным чувством, сильными монархическими и даже патриархальными традициями. По этой же причине в царских войсках крайне редкими были случаи добровольной сдачи в плен, измены Родине.

По крайней мере до тех пор, пока за дело не взялись «борцы за свободу и народное счастье» – революционеры всех мастей. В итоге пришедшие насильственным путем к власти большевики Бога отменили, императора с семьей расстреляли, а Отечество ввергли в братоубийственную войну.

Дальнейшее известно. Не буду сыпать соль на рану, приводить статистику репрессий в РККА и РККФ, число советских граждан, добровольно перешедших на сторону вермахта. Эти цифры сейчас широко опубликованы в самых разных источниках. Добавлю только, что государство в то время оказывало неослабное внимание Вооруженным Силам, а все имеющиеся проблемы списывались на врагов и объективные обстоятельства (враждебное окружение, война, неурожай и т. д.). Я сознательно несколько упрощаю модель формирования советской идеологической системы, пытаясь показать лишь ее суть.

После распада СССР и упразднения КПСС армия России оказалась в крайне тяжелом положении. Пересказывать здесь новейшую историю нашей страны, думаю, нет смысла. Отмечу лишь как крайне неблагоприятный факт отсутствие какой-либо государственной идеологии. Вместо нее была предложена либеральная, весьма расплывчатая идея всеобщей свободы, выродившаяся в итоге в вульгарное потребительство.

Лишившись прежнего социалистического Отечества, а вместе с ним привычного партийного диктата и целого ряда льгот, многие советские офицеры так и не стали сознательными гражданами новой, объявленной наконец-то «свободной» России. Люди в погонах не получили четкого ответа: как и ради чего им дальше жить и служить? Разбираться пришлось на ходу.

Фактически страна вернулась к принципам либеральной Февральской революции без царя и Советов, когда Россия на короткий промежуток обрела статус «самого свободного государства мира». Добром это, правда, как тогда в 1917-м, так и в 90-е не кончилось. И нужно было как-то объяснять народу причины возникших трудностей и проблем. Ведь теперь не свалишь все на Николая Кровавого или немецко-фашистских оккупантов.

Попытки сделать козлами отпущения, виновниками всех бед сначала красно-коричневых (в 1993-м), а потом чеченцев во главе с бывшим советским генералом Дудаевым (в 1994-м) закончились провалом. Бумеранг вернулся в Москву, в Кремль. Истинными виновниками развала в стране народ все чаще нарекал власти, а значит, государство. Голова от таких мыслей шла кругом. И не только у простого обывателя.

«…Кто-то вымазан кровью с землей»

Наиболее ярко недовольство людей в погонах, на мой взгляд, проявилось в первую чеченскую кампанию, спровоцированную антигосударственными, антирусскими/антироссийскими силами. Поделюсь личными наблюдениями.

Некоторые командиры демонстративно вывешивали на своих боевых машинах флаги СССР как символ единого справедливого социалистического государства в пику демократической ельцинской буржуазной России. Рейтинг Верховного главнокомандующего был тогда в армии очень невысок. Этому способствовал, увы, он сам. Помню, как во время радиообмена любезностями и «бесед за жизнь» с боевиками на переговорах чеченцы называли Ельцина алкоголиком, а державного двуглавого орла – символом мутации русского народа. Один из них подарил мне кокарду с ичкерийским волком, пояснив, что делали ее на одном из простаивающих от отсутствия заказов заводов в Центральной России. (Меня тогда этот факт просто вогнал в ступор.)

О многом скажут и песни, которые сочинялись и пелись тут же в окопах. Несмотря ни на что, безымянные авторы утверждали, что умирать солдаты готовы, но не за деньги банка «Менатеп», а за то, чтобы Россию-Русь великой звали. Вопрошали: «Господи, как же так? Разделяешь ты судьбы людей. Кто-то ходит одетый во фрак, кто-то вымазан кровью с землей».

Среди военнослужащих группировки федеральных войск в Чечне, не исключая офицеров, шли откровенные разговоры о том, что в мятежной республике сражаются с сепаратистами в основном дети рабочих и крестьян. Общую для всех мысль выразил тогда в присущей ему откровенной манере генерал-лейтенант А. И. Лебедь: «Пусть мне под командование дадут батальон, сформированный из детей депутатов Государственной думы и членов правительства, и я в течение суток остановлю войну».

Такого подразделения, как известно, в нашей армии создано не было, поэтому противоборство Александру Ивановичу после назначения на пост секретаря Совета безопасности РФ довелось останавливать несколько по-иному, заключив с экс-полковником Советской армии Асланом Масхадовым Хасавюртовский договор.

Ход боевых действий той кампании уже достаточно хорошо изучен и описан в мемуарной литературе. Вскрыто множество фактов предательства интересов России, ее народа и Вооруженных Сил на самом высоком уровне. В настоящее время кто-то из того олигархического правительства переселился в мир иной, кому-то пришлось спешно уехать в Лондон, но никому из них, включая и ныне здравствующих и находящихся на свободе, до сих пор так и не предъявлено обвинение в измене Родине.

Недовольство в воинских коллективах не могли да и не пытались сгладить ни сами командиры, ни их заместители по воспитательной работе ни тогда, ни в послевоенное время. Законная возможность квалифицировать и развести понятия России, Родины и государства, очертить границы ответственности, властей и народа, например, на занятиях по общественно-государственной подготовке оказывалась, как правило, неиспользованной. Беседовать с людьми на эту щекотливую тему чаще всего было некому.

В итоге получилось так, что обида на государство, то есть на власти и правительство, долгие годы откровенно не жаловавших свою армию, трансформировалась в сознании некоторых офицеров в обиду на саму Россию: забывшую про них, никудышную, нецивилизованную, дикую, пьяную и т. д.

Это недовольство своим государством, Отечеством, раздробление, размывание единого образа матери-Родины подрывают моральную основу служения, самым плачевным образом сказываются на боеготовности армии. Исследовавшие данный вопрос военные ученые – полковники доцент В. Баталов и кандидат социологических наук А. Кравец предупреждают: «Процессы расслоения и поляризации, происходящие в гражданском обществе, проникают и в военную среду, и есть все основания полагать, что утрачивается смысловая основа предназначения офицерских кадров – быть морально, умственно и физически подготовленными к выполнению самого высокого долга – долга жертвовать собой при защите Отечества». И далее констатируют: «Недовольство данной социальной группы трансформируется в различные формы социального поведения, несоответствующие интересам как силовых структур, так и социума в целом».

В основе – справедливость

Очевидно: когда военнослужащие затрудняются ответить на вопрос, ради чего они служат, ощущается отсутствие внятной государственной идеологии, которая должна объединить все национальные и социальные группы и слои населения единой страны. Важно, чтобы это произошло на базе традиционных национально-исторических и общих духовно-нравственных ценностей, в основе которых лежит справедливость.

Любой народ, а русский в особенности, тяготеет к справедливому мироустройству. Вот что пишут, например, в статье «Куда мчишься Русь-тройка?» отечественный историк П. Мультатулли и доктор философии А. Федосеев: «Для успешного развития государства нравственные устои нации должны быть нравственными устоями власти и, наоборот, народ должен воспринимать существующую идеологию власти как свою собственную. Если же этого нет, то в стране происходит катастрофа».

Возможно ли в России государственное устройство на таких принципах? Советская власть пыталась создать в СССР социально-справедливое общество, в чем, надо признаться, особенно в послевоенный период немало преуспела. Однако она рухнула в одночасье, не простояв и 80 лет. Причин тому много, но, пожалуй, в перечне главных – утопизм коммунистической идеологии, которая навязывалась самозваными «благодетелями» народу, заплатившему миллионными жертвами за эксперимент на одной шестой части суши.

Но была у нас и иная модель построения справедливого общества. Почти 400 лет назад Земский собор в лице лучших представителей русского народа после 10-летней смуты избрал себе царя-самодержца. Восстановление монархии в отличие от республиканского февральского и большевистского октябрьского переворотов и было проявлением именно воли всего народа. Русские люди сами выбрали ту власть, ту идеологию, которые посчитали наиболее способными выражать их интересы. Это упрямый, неопровержимый исторический факт.

Справедливость, базирующаяся на законе, и закон, в основу которого положена справедливость, могут снять множество вопросов, накопившихся в нашем обществе и армии. Для этого совершенно необязательно совершать новые революции или созывать очередной Земский собор, чтобы звать на трон царя. Просто власть наконец должна услышать глас народа. Тогда и защитники Отечества получат возможность с чистой совестью отвечать на вопрос: «Кому служите, что защищаете?». Конечно, служим России и ее народу, государству и родной земле, политой потом и кровью предков. Конечно, будем защищать все это до последнего вздоха.

Р.Илющенко, подполковник.

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Похожие записи:

Комментарии к записи " Кому служит и что защищает наша армия?"

Посмотреть последние комментарии
  1. Из-за таких ублюдков, иначе не скажешь, как этот писака Илющенко, наверняка порвавший свой партийный билет, предавший идеалы, которые он восхвалял, проводя политзанятия с солдатами, сейчас оправдывая позорный Хасавюртовский договор, восхваляющий царский и существующий режим, является одним из «пятой» колонны, всегда готовый лизнуть под хвостом у Гейно фон Базедова.

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  2. я должен Вам сказать г-н подполковник, что Вы плохо контактируете со своим умом и полный профанизм в истории. Может Вы представитель «белой кости», тогда понятно к чему Вы клоните, а если нет, то Вы просто провакатор!!? Всё по принципу дайте Мне 2 деревеньки и душ 200 крепостных и тогда Я за это пойду воевать. Такие и стали предателями в ВОВ, предали Нашу страну в 90-х и родолжают это делать и сейчас!!!

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  3. Мой дед,когда его подержали в кутузке, а потом исключили из партии , не обозлился на Родину и партию. Вовремя войны,будучи не призывным,ушел с нашими войсками за Дон .Дошел до Праги .Считал, что правильно сделали , что истребили фашизм в его логове.Сегодняшний народ нашей Родины дальше своего двора не пойдет.

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  4. ///генерал-лейтенант А. И. Лебедь: «Пусть мне под командование дадут батальон, сформированный из детей депутатов Государственной думы и членов правительства, и я в течение суток остановлю войну»///.

    Подполковник, держи «пять»!

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

  5. Неужели депутаты от партии «Единая Россия» хотят принять законы,чтобы у военных и лиц к ним приравненных полные пенсии были только в 83 года?Открытое заявление Президенту РФ Д.А.Медведеву.В этом заявление указывается на очередную умышленную или неумышленную допущенную глупость законодателей и разработчиков законопроектов о соцзащите полицейских,военнослужащих и лиц к ним приравненных: http://www.democrator.ru/problem/4669 .
    Прошу распространить и поддержать .C Уважением,М.Головинов.

    Оцените комментарий: Thumb up 0 Thumb down 0

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.

Подписаться, не комментируя