Вооружение

Авиация ВМС США над Вьетнамом

Начиная со вступления в войну в 1964 году и до заключительной эвакуации войск авианосцы ВМС США играли важную роль в воздушной кампании против Северного Вьетнама. В то время как «крусейдеры» и «фантомы» сражались с –«мигами», многие палубные самолеты были вовлечены в менее славную войну, обеспечивая бомбами и ракетами поддержку наземных войск.

Авианосцы также предоставляли полноценные группы самолетов, ударные группы «Альфа», способные поражать жизненно важные и хорошо защищенные объекты Северного Вьетнама.

Ударная мощь американской палубной авиации была впервые проверена в войне против Северного Вьетнама 5 августа 1964 года, когда президент США Линдон Джонсон отдал приказ о нанесении авиаударов по Тонкинскому заливу в ответ на предпринятые вьетнамцами атаки американских эскадренных миноносцев.

Авианосцы, действовавшие у берегов Вьетнама, нанесли удары по противнику с двух позиций: «Дикси Стэйшн» по целям на юге и «Янки Стэйшн» — на севере. В первых операциях применялись F-8 «Крусейдер», А-1 «Скайрейдер», А-3 –Скайуорриор», А-4 «Скайхок» и самолеты ДРЛО Е-1 «Трейсер». Эти машины постепенно снимались с вооружения по мере появления в войсках таких самолетов, как F-4 «Фантом 2», А6 «Интрудер», Е-2 «Хокай», RA-5C «Виджилант» и А-7 «Корсар 2». Многие из устаревших летательных аппаратов продолжали использоваться на небольших авианосцах типа «Бон Омм Ричард», «Рейнджер», «Хэнкок», «Интрепид», «Орискани» и «Тикондсрога», в то время как новые самолеты применялись с кораблей «Констеллейшн», «Форрестол», «Джон Кеннеди», «Китти Хок» и «Мидуэй».

Ударные группы «Альфа»
Массированные авиаудары по северу Вьетнама осуществлялись самолетами групп «Альфа», силами до 70 или 80 самолетов в одной огромной воздушной армаде. Военачальники разделили Северный Вьетнам на зоны ответственности ВВС и авиации ВМС. В точке «Янки Стэйшн» обычно постоянно находились два авианосца, но в периоды наиболее сильных боев их количество увеличивалось до четырех.

Среди боевых задач также были полеты на «свободную охоту», в которых особенно отличились самолеты А6 «Интрудер».

Идея авиаударов «Альфа» не имела ничего общего с боевыми порядками самолетов Второй мировой войны, с ревом двигавшихся к своим целям. Напротив, отдельные группы самолетов, участвовавших в авианалете, шли в разное время, на разных высотах и с разными курсами. Каждому самолету ставилась определенная задача, например, подавление системы ПВО, боевое патрулирование в воздухе или нанесение удара по цели.

Использование относительно плотных боевых порядков на маршруте к цели и образно предполагало, что система ПВО противника будет дезорганизована. Экипажи самолетов использовали коллективную защиту путем совместного применения обманных действий, средств РЭБ, дипольных отражателей и ракет класса «воздух-РЛС».

Одним из удачных приемов было также использование отдельных экипажей для наблюдения и оповещения о приближении «мигов» и пусках ЗУР.

Ударная авиация
Целераспределение осуществлялось в ночь перед нанесением удара, и в район цели вылетали один-два самолета «Интрудер» с задачей вскрытия ее ПВО. Для других морских авиаторов, механиков и специалистов по электрооборудованию и вооружению ночь проходила в подготовке самолетов к боевому вылету. Экипажи самолетов обычно получали задании уже утром, когда доводились предполетные указания, информация о погоде, ПСС, целях и противнике.

На рассвете RF-8A или RF-8G «Крусейдер» в сопровождении истребителей проводили доразведку погоды и целей. Затем следовала первая волна ударной группы «Альфа», состоящая из истребителей, в задачу которых входило нанесение ударов по наземным объектам и патрулирование в воздухе в заданном районе для защиты от «мигов». Пока F-4 связывали боем северовьетнамские «миги», А-7 «Корсар» и А-6 «Интрудер» могли атаковать наземные цели. Самолеты А-4Е «Скайхок» с ракетами AGM-45 «Шpaйк» были особенно эффективны при борьбе с ЗРК. Самолеты-заправщики КА-ЗВ «Скайуорриор» обеспечивали дозаправку самолетов в воздухе. В последующие годы войны дополнительные возможности ударным группам «Альфа» предоставили самолеты ДРЛО Е-2А «Хокай». Оценка результатов авиаударов была работой самолетов RF-8A/G «Крусейдер» и RA-5C «Виджилант».

Поисково-спасательная служба
Для решения задач ПСС применялись вертолеты различных типов, большинство из которых базировалось на эсминцах, сопровождавших авианосцы в Тонкинском заливе. Одними из наиболее широко применявшихся вертолетов были UH-2C «Сиспрайт» компании «Каман». Один из летчиков «Сиспрайта» получил медаль Почета за то, что, рискуя жизнью, проник в гавань Хайфона, пролетел над пришвартованным торговым судном и под сильным огнем эвакуировал морского летчика из мелководного порта.

В идеале атака цели производилась несколькими самолетами через короткие интервалы времени с разных направлений. Характеристики зон поражения вьетнамских ЗРК вынуждали палубные самолеты атаковать с малых высот, но, несмотря на мощную группировку истребителей и наземных средств ПВО Северного Вьетнама, потери самолетов сохранялись на приемлемом уровне.

И хотя северные вьетнамцы все же сумели продолжить борьбу против Южного Вьетнама, очевидно, что преимущества согласованного применения сил и средств авианосного крыла таких групп, как «Альфа», будут неотъемлемой частью доктрины ВМС США в любом будущем военном конфликте.

Похожие публикации

F-35B: США ведут борьбу за власть в Тихом океане против Китая

admin

Легкий авианосец «Арроманчес» типа «Колоссус»

admin

Военное пехотное оружие за гранью понимания

admin

2 комментария

Валерий 26 июня 2013 at 17:26

Прочитал заметку на уровне политинформации. Комментарии очевидца:
1.Насчет ударных авиагрупп «Альфа» — это на уровне всезнайки старика Хоттабыча. Там ( в Тонкинском заливе) каждый массовый взлёт авиации с авианосца (CVA), а их за сутки было всегда ВОСЕМЬ ( 8 х 1,5 = 12 часов), можно было называть группой «Альфа».
2. Aвианосная авиация «работала» и ночью постоянно.
3. Не отставала и стратегическая стратосферная и прочая, прочая, имеется в виду самолёты Б-52, которых сопровождали и F-4, и F-105, и F-111 тоже долбили по ночам, у них даже нижнюю часть фюзеляжа покрывали черной краской, чтобы маскировать от естественных и искусственных подсветок.
С морским приветом сухопутным драйверам!!!

Валерий 26 июня 2013 at 17:31

Прочитал заметку на уровне политинформации. Комментарии очевидца:
1.Насчет ударных авиагрупп «Альфа» — это на уровне всезнайки старика Хоттабыча. Там ( в Тонкинском заливе) каждый массовый взлёт авиации с авианосца (CVA), а их за сутки было всегда ВОСЕМЬ ( 8 х 1,5 = 12 часов), можно было называть группой «Альфа».
2. Aвианосная авиация «работала» и ночью постоянно.
3. Не отставала и стратегическая стратосферная и прочая, прочая, имеются в виду самолёты Б-52, которых сопровождали и F-4, и F-105, и F-111 тоже долбили по ночам, у них даже нижнюю часть фюзеляжа покрывали черной краской, чтобы маскировать от естественных и искусственных подсветок.
С морским приветом сухопутным драйверам!!!

Оставить комментарий