Вооружение

Новая ракета для стратегических бомбардировщиков

В ходе текущей Госпрограммы перевооружения Российской армии создается и поставляется не только военная техника. Не забыты вооружения различных типов. В среду стало известно, что в ближайшие месяцы Военно-воздушные силы получат новую крылатую ракету большой дальности.

Х-55 – дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования

По сообщению «Интерфакса», о наличии подобных планов рассказал замминистра обороны А. Сухоруков. Утверждается, что в последнее время было проведено два испытательных пуска, которые были признаны успешными. В планах на август имеются еще два пробных запуска, после которых и будет принято окончательное решение относительно принятия новой ракеты на вооружение и подписаны соответствующие бумаги.

К сожалению, Сухоруков не огласил хотя бы название новой ракеты, не говоря уже о ее характеристиках. Все имеющиеся официальные данные ограничиваются формулировкой «стратегическая крылатая ракета большой дальности».

Тем не менее, даже из столь скудных данных можно сделать некоторые выводы, особенно в свете ранее оглашавшихся сведений. В настоящее время российские военно-воздушные силы располагают двумя типами стратегических крылатых ракет воздушного базирования. Это Х-55 и ее глубокая модернизация под названием Х-555. Различные модификации ракет семейства Х-55 имеют дальность от двух до трех тысяч километров.

Все они оснащаются инерциальными системами наведения с коррекцией траектории полета по рельефу пролетаемой местности. Суть этой методики заключается в комбинировании стандартной инерционной навигации и сравнения эталонной карты рельефа с фактически «наблюдаемым» ландшафтом.

Такое наведение обеспечивает очень хорошую точность попадания и при этом не требует каких-либо сторонних средств навигации наподобие спутниковых систем. Средством доставки ракет Х-55 и Х-555 к месту пуска являются стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160.

Поскольку семейство ракет Х-55 появилось еще в начале 80-х годов, уже давно в нашей стране велись работы по созданию новых крылатых ракет воздушного базирования, которые стали бы преемниками Х-55. Сперва специалисты МКБ «Радуга», занятые в программе крылатых ракет воздушного базирования, попытались сделать гиперзвуковую стратегическую ракету. Однако после некоторых неудач и распада СССР им пришлось вернуться к старой, но отработанной концепции дозвуковой крылатой ракеты.

В начале девяностых стартовал проект Х-101/102. Для достижения дальности пуска в 5500 километров конструкторам пришлось придать новой ракете большие размеры по сравнению с Х-55. Это привело к увеличению стартовой массы на 700-800 килограмм. По имеющимся данным, вес боевой части остался прежним – 400-410 кг. Похожим образом дело обстоит и с дальностью ракет Х-101 и Х-102.

Изменения конструкции, применение нового двигателя и обновление навигационной системы привело к незначительному увеличению максимальной скорости. Она достигла 950-970 километров в час. Что касается типа боевой части новых ракет, то в версии Х-101 она несет конвенциональный заряд, а в варианте Х-102 – ядерный. Мощность ядерной боевой части оценивается в 180-200 килотонн.

Начало испытаний ракеты Х-101/102 планировалось еще на конец девяностых, однако обстановка в стране вынудила скорректировать эти планы. В итоге разработка, испытания и доводка новой ракеты затянулись на десять с лишним лет. В 2010 году сообщалось, что ракета Х-101 доводится до ума и имеет весьма хорошие перспективы.

В то же время, оснащение дальней авиации такими ракетами потребует некоторых нововведений. Прежде всего нужно отметить соответствующую доработку бортовой аппаратуры самолетов-ракетоносцев. Кроме того, в случае с самолетами Ту-95МС имеется еще одна загвоздка конструктивного характера. Грузоотсеки этого бомбардировщика не могут вместить в себя новые ракеты ввиду их большей длины.

Именно поэтому на имеющихся фотографиях Ту-95МС ракеты Х-101 были подвешены на пилонах под крылом, по две на каждом. Таким образом, каждый Ту-95МС может одновременно доставлять в точку запуска до восьми ракет. В свете существующих международных соглашений относительно стратегических вооружений такая возможность выглядит очень и очень интересно.

Дело в том, что в настоящее время Ту-95МС могут нести только шесть ракет Х-55/555 внутри грузоотсека. Пилоны под крылом по договорам не используются. Вполне возможно, что принятие на вооружение ракеты Х-101/102 вызовет неоднозначную реакцию зарубежных политиков. Что же до самолетов Ту-160, то по имеющимся данным, они спокойно смогут брать полную нагрузку из двенадцати ракет, благо размеры грузоотсека и грузоподъемность барабанных пусковых установок позволяют делать это.

Ситуацию с новой ракетой в настоящее время нельзя назвать ясной и полностью понятной, особенно это касается конкретной модели. Предположение относительно Х-101/102 делается ввиду высокой степени завершенности проекта. Кроме того, еще весной министр обороны А. Сердюков говорил о некой новой стратегической крылатой ракете воздушного базирования, которая уже пошла в войска и повысила их боевой потенциал.

Возможно, некоторое количество Х-101/102 уже было отправлено в дальнюю авиацию для освоения нового вооружения или опытной эксплуатации. Тем не менее, полных официальных данных по этому поводу пока нет.

Заявления А. Сухорукова насчет нового стратегического боеприпаса, кроме прочего, интересны и тем, что он обмолвился о еще одном проекте, рассчитанном на более дальнюю перспективу. По словам замминистра, к концу этого года будут начаты первые испытания по программе гиперзвуковой ракеты.

Других подробностей относительно гиперзвуковой программы Сухоруков не огласил. Возможно, этот проект является развитием или возобновлением Х-90, который в свое время наделал много шума. Не стоит исключать и возможность того, что в новом проекте лишь используется собранная ранее информация, а сам он создается почти с нуля. Однако первые конкретные сведения относительно перспективной гиперзвуковой ракеты появятся не ранее будущей зимы.

Источник 

Похожие публикации

Баллистические ракеты

admin

Легкий авианосец «Индепенденсия» типа «Колоссус»

admin

Авианосец ВМС Великобритании «Игл»-2

admin

Оставить комментарий