Группа военных и политических экспертов, близких к администрации президента Украины, опубликовала во влиятельном либеральном киевском еженедельнике «Зеркало недели» план поэтапной модернизации Вооруженных сил страны до 2020 года. В эпоху «нового модерна», считают они, армия должна вступить маленькой, современной, мобильной — и под крышей НАТО, суррогатом которой для формально внеблоковой Украины должно стать более активное участие в международных военных миссиях за рубежом.
Эксперты констатируют невозможность ВС Украины реально обезопасить государство. Финансирование армии шло по остаточному принципу в минимальных объемах, направлявшихся преимущественно на содержание личного состава. Произошло быстрое ухудшение технического состояния вооружения ВС, упадок боевой подготовки, депрофессионализация их командного состава, накопление социальных проблем и т.п.
Сегодня государство имеет 200-тысячные ВС с большой и ветхой инфраструктурой, массой учреждений, предприятий, запасов военного имущества, а также с вооружением и военной техникой, почти все основные виды которых могут до конца 2011–2012 годов стать непригодными к использованию. Отсутствуют современные системы воздушной и наземной разведки, управления, цифровой связи, навигации, а также высокоточные сухопутные, морские и воздушные средства поражения. Органы военного управления, соединения и части не обучены. ВС не имеют необходимых запасов.
Провозглашение Украиной внеблоковой политики не исключает обращения за помощью к другим странам и блокам кризис повышает вероятность войн
Вооруженная агрессия, вследствие которой против Украины может начаться война, маловероятна. Это создает для Украины по меньшей мере на 4-5 лет стратегическую паузу, на протяжении которой можно провести военную реформу.
Однако не следует исключать возможность возникновения в это время угрозы вооруженного конфликта на границе Украины вследствие выдвижения к государству территориальных претензий (Румыния), активизации «замороженных» конфликтов (Приднестровье) или спровоцированной извне внутренней нестабильности на национальной, этнической или религиозной почве (Крым).
Вряд ли кто-то решится на тотальную войну против Украины — это грозит соседним ЕС и России слишком серьезными экологическими, экономическими и демографическими последствиями. Более вероятны длительная информационная и идеологическая война, точечные удары по пунктам управления страной и сползание к региональным войнам.
На Украине военная реформа будет совпадать во времени с проведением других реформ — публичной администрации, судебной системы, уголовной юстиции, экономики, социальной сферы, образования, здравоохранения и т.п. Поэтому реформа должна быть системной.
Основными целями военной реформы было бы уместно определить:
— создание боеспособных, мобильных, небольших по количеству вооружения и численности личного состава ВС
— введение современной системы мобилизации с учетом особенностей последних вооруженных конфликтов
— реализацию новой бюджетной политики в сфере обороны, адекватной возможностям и угрозам
Первоочередными главными задачами ВС на ближайшее время есть смысл считать:
— несение боевого дежурства по противовоздушной обороне и прикрытию важных государственных объектов;
— локализацию и ликвидацию возможного пограничного вооруженного конфликта;
— участие в международных усилиях по поддержанию мира и безопасности.
Предлагается провести военную реформу на протяжении девяти лет (с 2012-го до 2020 года) в три этапа. На ее первом (в 2012–2013 гг.) и втором (в 2014–2015 гг.) этапах рекомендуется:
— мобилизовать ВС за счет ремонта и модернизации вооружения и техники;
— обеспечить участие Украины в международных мероприятиях по поддержанию мира и безопасности (суррогат участия в НАТО, обеспечивающий суррогатное прикрытие);
— сократить на 40–60% мобилизационные резервы и запасы;
— сократить на 30–40% аппараты Минобороны, Генштаба, другие управленческие структуры, количество военных соединений и частей, а также учебных заведений; приостановить на два-три года набор курсантов, изъять из состава ВС от 30% до 50% объектов инфраструктуры, оружия, другого движимого и недвижимого военного имущества. Благодаря таким мерам общая численность личного состава ВС может сократиться за четыре года на 30–40%.
В 2012–2013 годах надо восстановить техническое состояние имеющегося вооружения, военной и специальной техники, ракет и боеприпасов (далее — ВВТ) сил боевого дежурства.
На протяжении 2014–2015 годов должно быть завершено восстановление технического состояния и боеспособности передовых сил обороны (20–30 тыс. военных).
В 2016–2020 годах предлагается начать переоснащение обновленных ВС высокоточным оружием, системами разведки, управления, цифровой связи и навигации, обеспечить их готовность к локальной или региональной войне.
Понятно, что денег нет, поэтому начать восстановление необходимо с ПВО и воздушного прикрытия стратегических объектов. Из нового оружия сосредоточиться на программах «Корвет» и «Ан-70». остальные вопросы — позднее и осле роста экономики.
Недопустимо содержать в составе ВС соединения и части при отсутствии у них исправных и пригодных к обновлению ВВТ. Речь идет, например, о бригаде тактических ракет, полке ракетных систем залпового огня, зенитных ракетных дивизионах, оснащенных зенитными ракетными комплексами среднего и дальнего действия, дивизионах противокорабельных ракет.
Изъять из ВС и передать местным общинам избыточное или не пригодное военное имущество. Сейчас из более чем 1500 военных городков в почти 400 уже нет военных структур, но их охрану и обслуживание осуществляет почти 19 тысяч человек.
Сократить призыв. До конца 2020 года довести укомплектованность контрактниками до 75–80%. Комплектовать контрактниками только соединения и части с технически исправным ВВТ и надлежащей боевой подготовкой.
Увеличить жалованье, решить проблему служебного и постоянного жилья, социально-бытовых условий в военных городках.
Ежегодного поднимать объемы общих расходов на нужды ВС. На начало 2010 года они составляли в Украине 5,1 тыс. долл. на одного военного, в России — 33,1 тыс, в Румынии — 45,4 тыс, в Польше — 54,7 тыс и в Словакии — 61,7 тыс.
Отказаться от определения общих расходов для Минобороны в соответствии с численностью личного состава ВС. Уменьшить до 60–55% долю расходов на содержание ВС в меру их сокращения, увеличивая доли расходов на перевооружение войск до 25–30% и на их боевую подготовку до 15%.
Новый концептуальный документ по вопросам военной реформы должен быть публичным. Общество должно знать о сравнительном числе военных и гражданских служащих, генералов, офицеров и солдат по родам войск, контрактников, о числе штабов и объектов инфраструктуры, о количестве основных типов оружия, о показателях интенсивности индивидуальной боевой подготовки.
К 2020 году ожидается восстановление боеспособности ВС, начало формирования их нового облика, сокращение в 1,5–2 раза количества управленческих структур, уменьшение численности личного состава приблизительно в два раза до 90–100 тыс. человек, из которых 70–80 тыс. — военнослужащие, и повышение в 1,5—2 раза размеров их денежного обеспечения.
Авторы также призывают к реформе украинского ВПК и системы военно-технического сотрудничества, не уточняя, однако, в чем должна заключаться их новая суть. Но можно предположить, что речь идет о постепенном свертывании военной кооперации с республиками бывшего СССР (прежде всего с Россией) и о вовлечении в военно-техническую сферу Запада.
5 комментариев
Вы не забыли, уважаемый Админ о том, что ваш сайт называется «Блог военного пенсионера»?
Alexxx. Хотя я и не Админ, но мне интересен вопрос. В чём подвох? Военным пенсионерам это знать не обязательно? Но вступая в НАТО, Украина делает шаг навстречу России, или отдаляется от неё?
Единый таможенный союз, единая экономическая зона, связи военно-промышленного комплекса, да и семейные связи понесут ущерб? Об этом давно высказывают своё мнение участники блога. Достаточно Alexxx ознакомиться с предыдущими комментами. Для меня, военного пенсионера Украина не чужая, и потому, что там происходит, мне интересно.
пистон. Вас не смущает, что из нескольких миллионов пенсионеров только вас одного заинтересовал материал по этой теме? Не то что горячего отклика, но даже вялой реакции товарищей военных пенсионеров что-то не видно. Значит, неинтересно.
Alexxx. Не могу, в отличие от Вас, говорить за всех пенсионеров. Мне таких полномочий никто не давал. Дальнейшее продолжение разговора на эту тему считаю бесперспективным, так как на вкус и на цвет — товарищей нет. С пламенным приветом.
Пистон.
А почему вам неинтересна информация об Украине. Вполне своевременно. Может вы живете на Колыме и вам неинтересно кто откалывается от России. А мы живем на границе с ней.И здесь наверно не все древние пенсионеры.