Разное

Штатная численность Вооружённых Сил

Достигнуты ли заданные параметры?

Определена Указом Президента России и составляет 1 млн. военнослужащих. Фактическая численность военнослужащих на 1 декабря 2010 года составила 1 млн. человек, в том числе офицеров — около 181 тысячи человек (18,1 процента). К 2013 году планируется выйти на установленные Президентом РФ параметры — 15 процентов.

Сколько в строю офицеров?

В 2008 году общая численность офицеров и прапорщиков (мичманов) составляла около 500 тысяч, почти 50 процентов от общей численности военнослужащих Вооружённых Сил. Существовала диспропорция между различными категориями воинских званий по должностям офицеров (60 процентов должностей офицеров подлежало замещению старшими офицерами).




Необходимо было увеличить количество военнослужащих, способных выполнять боевые задачи непосредственно на поле боя, в связи с чем и была организована работа по приведению численности офицеров и их соотношения по категориям к параметрам, соответствующим мировому опыту военного строительства.

За 2008-2010 годы в Вооружённых Силах было сокращено около 170 тысяч должностей офицеров. При этом практически достигнуто оптимальное соотношение категорий воинских званий старших и младших офицеров за счёт увеличения доли младших офицеров.

В чём особенности комплектования Вооружённых Сил?

В настоящее время одной из проблем комплектования офицерами Вооружённых Сил нового облика остается наличие избыточного количества офицеров — выпускников вузов Минобороны России. Поэтому принято решение временно отказаться от набора курсантов в вузы.

При этом основной задачей является сохранение профессионального потенциала офицерских кадров. В этих целях внесены изменения в «Положение о порядке прохождения военной службы», позволяющие назначать офицеров на должности нижестоящих категорий личного состава. Эти офицеры привлекаются ко всем видам офицерской подготовки и содержатся в резерве для замещения освобождающихся офицерских должностей.

В структуре Вооружённых Сил значительно выросла составляющая рядового и сержантского состава, которая в основном комплектуется военнослужащими по призыву. Уже в этом году потребности военной организации государства в молодом пополнении не обеспечиваются в полном объёме. В связи с продолжающимся демографическим спадом количество юношей, достигающих призывного возраста, ежегодно сокращается.

Что касается контрактников, то в предшествующие годы государству не удалось поднять престиж военной службы по контракту. Поэтому Министерством обороны РФ принято решение комплектовать контрактниками конкретные остродефицитные должности, необходимые для эксплуатации сложной техники и определяющие боевую способность воинских частей.

В дальнейшем по мере создания привлекательных условий прохождения военной службы, в первую очередь, повышения денежного довольствия, планируется поэтапно увеличить долю военнослужащих по контракту.

Это позволит укомплектовать контрактниками все должности сержантов, должности, связанные с подготовкой и эксплуатацией сложных вооружения, военной и специальной техники.

Достаточны ли призывные ресурсы?

Утверждения о том, что уже через три года в Вооружённых Силах должно быть в качестве военнослужащих, проходящих службу по призыву, почти 80 процентов от общего числа 18-летних россиян, необоснованны. Не учитывается, что призыву на военную службу подлежат не только граждане 18-летнего возраста, а все граждане от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Проблемы с укомплектованностью войск (сил) действительно существуют, и они в первую очередь обусловлены сложившейся в последние годы демографической ситуацией, которая привела к резкому сокращению возможностей по призыву граждан на военную службу.
Среди граждан, не подлежащих призыву на военную службу по различным законным основаниям, более половины — призывники, обучающиеся в образовательных учреждениях (в 2010 году — около 1,9 млн. человек). Поэтому доля граждан, которых можно призвать на военную службу, составляет только 17,4 процента от общего числа призывников.

Более того, из-за низкой эффективности лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, проводимых с молодёжью:
— каждый третий призывник не годен к военной службе по состоянию здоровья;
— весной 2010 года более 66 тысяч граждан были направлены на дополнительное медицинское обследование;
— более половины граждан, призванных на военную службу, имели различные ограничения по состоянию здоровья, что не позволило направить их в воинские части с повышенными требованиями (ВДВ, ВМФ, Внутренние войска МВД и другие).

В условиях дефицита призывного ресурса Минобороны России предлагает:
— последовательно увеличить долю военнослужащих Вооружённых Сил, проходящих военную службу по контракту;
— усилить ответственность руководителей всех уровней за организацию и проведение мероприятий по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности;
— повысить привлекательность военной службы.

В каком возрасте лучше призывать?

Вопрос о повышении призывного возраста достаточно долго и всесторонне рассматривался на различных уровнях с привлечением специалистов (медиков, психологов, социологов, экономистов и других). В итоге было установлено:
— к 18 годам юноши достигают уровня физического и психического развития, который позволяет вполне успешно адаптироваться в армейской среде;
— к этому сроку молодые люди гарантированно могут получить основное общее образование;
— в 18 лет юноши, как правило, не обременены собственной семьей.
С учётом этого в настоящее время увеличение призывного возраста представляется нецелесообразным.

Стоит ли продлевать сроки призыва?

Ранее существовавший срок окончания весенней призывной кампании практически совпадал со сроками окончания обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и, как следствие такого положения, приводил к напряжённой обстановке в образовательных учреждениях.
Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Сформирована ли нормативно-правовая база мобилизации и мобилизационной подготовки?

К нормативно-правовой базе мобилизации и мобилизационной подготовки относятся: Конституция РФ, ряд федеральных конституционных законов (2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении») и федеральных законов (1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), Указ Президента РФ 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Положение о военно-транспортной обязанности (Указ Президента РФ 1998 года № 1175), а также ряд других документов.

Президентом России 4 мая 2007 года утверждена Концепция создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооружённых Сил. Формирование мобилизационного людского резерва будет осуществляться поэтапно, планомерно, с учётом отечественного, а также зарубежного опыта, адаптированного к российским условиям во взаимосвязи с планами строительства Вооружённых Сил.

Сегодня Минобороны России работает под эгидой Комитета Государственной Думы по обороне над нормативной и правовой базой, регламентирующей статус резервиста, порядок формирования и функционирования резерва. Подготовлен соответствующий проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва», который в установленном порядке проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти.

С принятием данного законопроекта планируется провести в 2011 году эксперимент по укомплектованию одного формируемого на военное время соединения резервистами.

Кто отвечает за мобилизацию и мобилизационную подготовку?

В течение 2010 года Министерством обороны РФ уточнена структура органов, организующих и осуществляющих мобилизацию и мобилизационную подготовку, а также изменён порядок организации мобилизационной работы. Система мобилизационного планирования адаптирована к задачам боевой и мобилизационной готовности войск (сил). Мобилизационная работа исключена из бригад и армий. Они готовы без дополнительных мобилизационных мероприятий, уже через 1 час после получения задачи приступить к ее выполнению.

Сохранена ли база мобилизационного развёртывания?

В новом облике Вооружённых Сил для усиления группировок войск (сил) постоянной готовности сохраняется мобилизационная составляющая. Для их укомплектования предназначены граждане, пребывающие в запасе.

“Красная звезда”.

Похожие публикации

Здесь надбавка, там прибавка, а оклад — секрет

admin

Офицерский критерий

admin

Москва подпишет контракт по "Мистралям" лишь в случае передачи ей системы Zenith-9

admin

Оставить комментарий