Каким быть российскому авианосцу?

Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе сказал как-то, что «страна мучительно долго шла к созданию авианосцев, без которых в наше время ВМФ просто теряет смысл».

В мае 2007 года тогдашний главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин руководил совещанием представителей научно-исследовательского комплекса военно-морского флота России, проходившем на базе ЦНИИ МО РФ г. Санкт-Петербурга. В рамках этого совещания был поднят вопрос о необходимости и наличии возможности постройки авианосцев для ВМФ. Особо был подчеркнут тот факт, что наличие авианосца в составе военно-морского флота есть «полностью обоснованная с теоретической, научной и практической точек зрения необходимость». Через месяц Масорин заявил, что после всесторонней глубокой и тщательной проработки вопроса о перспективных направлениях военно-морского строительства сделан однозначный вывод о необходимости постройки и введения в состав флота до шести кораблей нового типа в ближайшие 20-30 лет. По его словам это должен быть атомный авианосец водоизмещением около 50000 тонн и имеющий порядка 30 самолетов и вертолетов на борту. «Громады, которые строят ВМС США, с базированием 100-130 самолетов строить мы не будем, заявил адмирал. Однако вскоре место ушедшего «по возрасту» Масорина на пост главкома ВМФ встал адмирал Владимир Высоцкий и разговоры о новых авианосцах на некоторое время притихли в свете новой программы закупки четырех кораблей типа «Мистраль». Это должно было стоить России около 2 миллиардов евро.

В 2009 году вновь появлялись сведения о планах проектирования и постройки в России нового авианосца, тогда главком ВМФ РФ заявил, что российский флот получит морские авиакомплексы. Эти комплексы должны были состоять из морской авиационной и космической составляющих, и призваны были заменить собой привычные всем классические авианосцы. Позже, в 2010 в СМИ сообщалось уже о начале строительства четырех новых авианосцев к 2020 году на средства госпрограммы вооружений. На это министр обороны РФ ответил опровержением, его слова подтвердил вице – премьер заявив, что программой вооружений на 2011-2020 годы строительство подобных объектов не предусмотрено. В конце февраля 2011 года Владимир Поповкин на тот момент первый зам министра, представлявший программу вооружений, никак не упомянул тему авианосцев.

И наконец, 29 июня 2011 г. президент Объединенной судостроительной корпорации заявляет о том, что 2016 году корпорация приступает к проектированию и постройке авианосца для военно-морского флота России. По предварительным данным он будет иметь атомную силовую установку и водоизмещение 80000 тонн. При этом он добавляет «авианосцы России нужны» и на следующий же день заявляет, что постройка начнется 2018 году, а закончится в 2023, не уточняя при этом ни сроков проведения, ни сроков ввода нового корабля в состав флота. (?) В какую сумму обойдется это стране, так же не было озвучено. Если взять для примера стоимость американца класса «Нимиц» (около пяти миллиардов) и модернизацию «Горшкова» для Индии без стоимости авиации для него (около 2 миллиардов долларов), то без учета авиагруппы цифра получается довольно внушительная.

В настоящее время в мире применяются три основные схемы авианесущих крейсеров, в международной классификации, имеющие следующие аббревиатуры: CATOBAR, STOBAR и STOVL.

CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But Arrested Recovery) – самолет взлетает с помощью катапульты а посадка осуществляется посредством аэрофинишера. В основном такую схему применяют на авианосцах США и Франции. Катапульта разгоняет самолет до 300 км/ч при взлетной массе до 35 тонн.

STOBAR (Short Take Off But Arrested Landing) взлет осуществляется с укороченным разбегом при помощи трамплина, посадка происходит как и в первом случае на аэрофинишер. Авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» является типичным представителем этой схемы.

STOVL отличается от первого типа тем, что посадка осуществляется вертикально. В эту группу входят британский «Инвсибл», испанский «Принц Астурийский» и некоторые другие.

Какого же типа будет новый российский авианесущий крейсер? Пока не ясно. Если судить по предполагаемому водоизмещению, на корабле будет применена схема с катапультами и аэрофинишерами. В этом случае в качестве основы для постройки может послужить проект 1143.7 «Ульяновск» - атомный авианосец, программу разработки которого начали в 1984 году, но из-за отсутствия финансирования в 1991 году заморозили. По проекту его водоизмещение должно было составить 74000 тонн при длине 323 м, ширине 78 м и осадке 10,7 м. На авианосце должны были базироваться 70 единиц авиатехники, предусматривалось наличие на борту в том числе палубных МиГ-29К и Су-33. Для взлета использовались две катапульты, трамплин, для посадки - аэрофинишер.

Есть еще один вариант - разработка атомного авианесущего крейсера проекта 1153 «Орел». Планируемое водоизмещение было 65000 тонн при авиагруппе в 50 единиц. Проект был закрыт в конце 1976 и на средства для его постройки был построен «Адмирал Горшков», который теперь приобрели индийские ВМС.

В настоящее время в состав Военно-морского Флота России входит авианосец «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), принадлежащий Северному флоту. На нем базируются 12 вертолетов Ка-27 и 23 палубных Су-33. В составе ВМФ он с 20 января 1991 года. Нормальным сроком службы до замены для кораблей такого класса считается 50 лет. Получается - прошла уже почти половина срока для «Адмирала Кузнецова», учитывая, сколько времени занимает разработка и постройка военно-морской техники, давно пора подумать о его замене.

Следует учитывать, что пока будет идти постройка корабля, политическая и экономическая ситуация в России и в мире будет меняться непредсказуемо, и решения, принимаемые сегодня, могут сыграть ключевую роль завтра.
Автор Макаров Роман

Источник 

У Вас сломался ноутбук и Вы не знаете где найти недорогой и качественный ремонт ноутбуков dell в Москве? Ремонт on-line со скидкой.

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Похожие записи:

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.

Подписаться, не комментируя