Вторая мировая война

План войны против Советского Союза

В директиве № 21 указывалось, что фашистские вооруженные силы должны победить Советскую Россию в результате быстрой кампании еще до окончания войны против Англии. Немецко-фашистская армия должна использовать для похода против СССР все находящиеся в ее распоряжении силы, за исключением тех, которые необходимы для поддержания «порядка» на оккупированных территориях. Главная задача военно-воздушных сил в восточной кампании заключалась в том, чтобы сосредоточенными ударами по советским войскам обеспечить быстрое развитие наземных операций.
Противодействие советских военно-воздушных сил намечалось предотвратить внезапными мощными ударами немецкой авиации по районам базирования советской авиации.
Все приготовления к операциям, которые требовали длительной подготовки, должны были начаться немедленно и завершиться не позже 15 мая 1941 г. Гитлеровское командование прилагало все усилия к тому, чтобы его намерения не были преждевременно распознаны Советским правительством.
Приготовления гитлеровского главного командования для проведения «молниеносной» войны против СССР должны были осуществляться на следующей основе.
Силы Советской Армии, прикрывавшие западную границу СССР, предполагалось уничтожить путем быстрых и глубоких ударов, наносимых крупными танковыми соединениями с таким расчетом, чтобы не допустить отхода боеспособных советских соединений в глубь советской территории. Последующим быстрым преследованием предполагалось как можно скорее достичь такой линии, от которой советские военно-воздушные силы не могли бы совершать налеты на территорию Германии. Выходом фашистских армий на линию Архангельск — Волга — Астрахань — западное побережье Каспийского моря и уничтожением советского индустриального района на Урале ударами авиации гитлеровские стратеги планировали победоносно завершить войну против Советского Союза.
В качестве союзников в войне против СССР гитлеровцы намечали использовать Румынию и Финляндию, армии которых должны были действовать на флангах немецко-фашистской армии. Румынскую армию вначале намечалось использовать для оковывания противостоящих ей советских войск, а позже для наступления по черноморскому побережью на Одессу, Николаев. Финская армия должна была частью сил прикрывать наступление немецкой армейской группы «Норвегия», которое намечалось развернуть из северной Финляндии для овладения Мурманском. Главные же ее силы должны были оказать содействие северному крылу фашистской армии в овладении Ленинградом. Кроме того, финской армии ставилась задача по ликвидации советских сил на полуострове Ханко.
Операции немецко-фашистских вооруженных сил и армий сателлитов фашистской Германии планировались следующим образом.
Расположенная в северной Финляндии армия «Норвегия» имела задачу лишить Советский Союз связи с внешним миром путем захвата портов северного побережья Кольского полуострова (мурманского берега), перерезать Мурманскую железную дорогу и блокировать выход из Белого моря.
Финская армия, наступая по обе стороны Ладожского озера, должна была сковать как можно больше советских сил, а также захватить полуостров Ханко. Предусматривалось, что действия финской армии будут согласованы с действиями немецкой группы армий «Север».
Севернее р. Припять должны были наступать две группы армий. Составлявшая центр всего вражеского фронта и наиболее усиленная танковыми и механизированными соединениями группа армий «Центр» должна была наступать из районов восточнее Варшавы и разгромить советские силы, находившиеся в Белоруссии. Это должно было создать предпосылки для дальнейшего успешного развития наступления на Москву и овладения ею. Захват столицы Советского Союза, по мнению гитлеровского командования, должен был иметь решающее политическое и экономическое значение. Быстрое развитие операций на главном — московском — направлении предполагало создание условий для успешного развития операций группы армий «Север», получившей задачу наступать из Восточной Пруссии в общем направлении на Ленинград.
Группа армий «Юг», предназначенная для действий южнее р. Припять, должна была быстрым выдвижением крупных бронетанковых соединений к Киеву и последующим их наступлением на юг окружить и уничтожить советские войска на Правобережной Украине.
Перед военно-воздушными силами стояла задача нанести поражение советской авиации, затруднить ее деятельность и оказать помощь наземной армии в ее операциях и прежде всего наступавшей на московском направлении группе армий «Центр».
Военно-морские силы должны были прикрывать морское побережье. Они имели предписание во избежание потерь не вступать в боевые действия с советским Балтийским флотом, который предполагалось уничтожить путем захвата его баз сухопутными силами. Следующей основной задачей военно — морских сил фашистской Германии являлось обеспечение снабжения северного крыла армий.
В заключение в директиве говорилось: «Все приказы, которые будут изданы главнокомандующим в соответствии с этой инструкцией, должны быть составлены в таких выражениях, чтобы они могли быть приняты, как меры предосторожности на случай, если Россия изменит свою теперешнюю позицию в отношении нас… Иначе имеется опасность возникновения серьезных политических и военных неудобств в результате раскрытия наших приготовлений, время исполнения которых еще не назначено».
Как видно из изложенного плана, немецко-фашистское командование ставило себе целью мощным внезапным ударом в возможно короткий срок уничтожить Советскую Армию и покорить Советский Союз.

Планируя «молниеносное» сокрушение Советского Союза, немецко-фашистские главари во многом исходили из предвзятых предположений.
Во-первых, они рассчитывали на международную изоляцию СССР. Запугивая правящие круги Великобритании и США призраком революции, они стремились привлечь эти страны на свою сторону и, создав всеобщую коалицию, быстро разгромить Советский Союз. С этой целью в Англию был направлен заместитель Гитлера по нацистской партии Гесс.
Во-вторых, враг рассчитывал на непрочность советского строя и советского тыла. Он подходил к Советскому Союзу с той же меркой, как и к другим, уже завоеванным странам, в которых царил прогнивший капиталистический строй. Гитлеровцы не видели и не понимали той тесной, жизненной связи, которая существует в нашем Советском государстве между Коммунистической партией, Советским правительством, народом и Советской Армией, связи, которая придает Советскому Союзу необычайную силу и устойчивость. Они не видели и не понимали любви советского народа к своей социалистической матери-Родине. Советские люди — люди свободного труда, хозяева своей земли — были готовы беззаветно служить своему Отечеству и отдать за него жизнь. Ослепленные ненавистью к первому в.мире социалистическому государству, немецкие фашисты полагали, что после первого же серьезного удара, после первых неудач Советской Армии внутри Советского Союза начнутся классовые и национальные конфликты, в результате которых он распадется на части, что облегчит продвижение наступающих немецко-фашистских войск вплоть до Урала.
В-третьих, гитлеровские стратеги рассчитывали на слабость Советской Армии и Флота. Они были уверены в том, что немецко-фашистская армия, в то время значительно превосходившая Советскую Армию по численности боевой техники и по военному опыту, полученному на различных фронтах и в различной обстановке, с первого же удара опрокинет и рассеет Вооруженные Силы Советского Союза и затем беспрепятственно проникнет в глубь нашей страны. При этом в планах войны решающая роль отводилась фактору внезапности, достигавшейся вероломным нападением без объявления войны. Внезапность должна была обеспечить гитлеровскому командованию захват стратегической инициативы, что в свою очередь позволило бы ему достичь подавляющего превосходства в силах на первом, наиболее важном, по мнению врага, этапе воины.
Планируя «молниеносное поражение» Советского Союза, гитлеровские стратеги самонадеянно переоценивали свои возможности и недооценивали силы и возможности нашего социалистического государства. Фашистские стратеги недооценивали возможности нашей социалистической экономики, в основе которой лежит социалистический способ производства, ее прочность, независимость от капиталистических стран, способность в критический период быстро мобилизовать все резервы страны и направить их на разгром врага.
Главная ошибка гитлеровских и других буржуазных военных руководителей состоит в преувеличении значения военных планов и в разработке их в отрыве от экономических и моральных возможностей как своей страны, так и противника.
Буржуазные военные деятели ограничиваются в лучшем случае учетом военного потенциала страны, тогда как необходимо учитывать экономический и моральный потенциалы.
В переоценке своих сил и недооценке сил Советского Союза заключалась одна из главных причин провала «молниеносной» войны и последующего поражения гитлеровской Германии.
На основе директивы № 21 немецко-фашистское командование развернуло интенсивную подготовку к вероломному нападению на СССР. Чтобы раньше времени не обнаружить свои намерения и тем самым не лишиться элемента внезапности, оно проводило все подготовительные мероприятия в строжайшей тайне. К разработке оперативных планов был допущен весьма ограниченный круг лип, пользовавшихся особым доверием Гитлера. В целях дезориентации гитлеровцы старались создать видимость подготовки вторжения в Англию. Для этого они начали сосредоточивать к южному побережью Ламанша большое количество плавучих средств, стремясь этим показать, что они готовятся к крупной операции по высадке десанта в Англию, а сами в это время скрытно перебрасывали войска с запада к советской границе. В Финляндии немецко-фашистские войска сосредоточились под предлогом транзита их в Норвегию через финскую территорию, а в Румынии — якобы для переобучения румынской армии.
Непредвиденная затяжка войны на Балканах не позволила немецко-фашистскому командованию закончить приготовления к 15 мая, и срок нападения на СССР был перенесен на 22 июня.

Похожие публикации

Партизанское движение в годы войны

admin

Контрнаступление советских войск под Сталинградом

admin

Ссср накануне второй мировой войны

admin

Оставить комментарий