Вторая мировая война

Битва под Москвой

Немецко-фашистскому командованию в октябре не удалось достичь ни одной из поставленных целей, но это не означало, что опасность над нашей родиной, уменьшилась. Наоборот, к концу октября в связи с выходом врага на ближние подступы к Москве, угрозой полной блокады Ленинграда и приближением противника почти вплотную к Ростову эта опасность еще более усилилась.
Советское государство в это время переживало большие трудности. Тяжело сказывалась временная оккупация фашистами Белоруссии, Молдавии, Литвы, Латвии, Эстонии и большей части Украины и Крыма.
Связанное с этим значительное сокращение продукции военной промышленности тяжело отзывалось на снабжении нашей армии вооружением и боеприпасами.
За время войны это был самый тяжелый период. Величайшие усилия Коммунистической партии, Советского правительства были направлены на преодоление этих трудностей. В ноябре 41 года Советское правительство приняло большой план строительства новых мощных предприятий черной металлургии на Урале и в Сибири.

Под руководством партийной организации во всех районах столицы стали создаваться новые рабочие полки и батальоны, предназначавшиеся для обороны подступов к столице. Десятки тысяч москвичей вышли на оборонительные, работы. Их усилиями в короткий срок была создана мощная система оборонительных сооружений на подступах к столице, о которую должно было разбиться наступление немецко-фашистских полчищ.
Со всех концов нашей необъятной страны на помощь Москве шли эшелоны с пополнением, вооружением, боеприпасами, продовольствием. Весь советский народ поднялся на защиту Москвы.
Немецко-фашистское командование, несмотря на провал октябрьского наступления, продолжало свою авантюру. Было предпринято второе «генеральное» наступление, главной целью которого фашисты ставили захват Москвы. Гитлер бросил все, что только смог собрать в короткий срок.
Для последнего, решающего удара на Москву фашисты создали группировку из 51 дивизии, в составе которой насчитывалось до 1500 танков; это наступление должны были поддерживать 3000 орудий и около 700 самолетов. Как и при первом наступлении, противник ставил перед собой цель — путем охвата флангов советских войск, прикрывавших столицу, выйти в тыл всей нашей московской группировке, окружить ее и занять Москву. Вражеские танковые группировки, расположенные на флангах наших войск, действовавших на московском направлении у Волоколамска и под Тулой, имели задачу ударами в юго-восточном и северо-восточном направлениях выйти в тыл Москве, чтобы потом вместе с наступающей с фронта 4-й армией одновременными ударами с трех сторон овладеть Москвой.
Советское Верховное Главнокомандование поставило перед нашими войсками задачу: начать под Москвой разгром немецко-фашистских армий. Исходя из этой задачи советские войска должны были активной обороной измотать врага, а затем, перейдя в контрнаступление, нанести ему решительное поражение и таким образом добиться перелома в ходе войны в пользу СССР.
Пополнив наспех свои части, понесшие огромные потери в ходе октябрьских боев, и перегруппировав свои силы, немецко-фашистские войска перешли в наступление: 15 ноября — в районе между городом Калинин и Московским морем, 16 ноября—на клинском и истринском направлениях, а 18 ноября — южнее Тулы.
Считая, что все резервы Советской Армии израсходованы и что кроме войск, находящихся под Москвой, других сил для обороны Москвы советское командование привлечь не сможет, противник бросил в наступление все свои дивизии в одном эшелоне, не оставив ничего в резерве, рассчитывая наверняка добиться успеха. Враг был уверен, что такого сокрушительного удара наши войска не выдержат, и уже предвкушал близкую победу. Однако, несмотря на тройное превосходство противника в танках, наступление его развивалось гораздо медленнее, чем планировало гитлеровское командование. Советская Армия грудью встала на защиту родной Москвы. Воины стойко выполняли приказ Родины — «Ни шагу назад». Они умирали, но не покидали своих позиций.

Пехотинцы, танкисты, кавалеристы, летчики проявляли невиданный героизм при защите Москвы. С лозунгами «Ни шагу назад!», «Не допустим врага к столице!» советские воины самоотверженно отбивали яростные атаки противника.
Врагу приходилось бороться не только на фронте, но и у себя в тылу с усиливавшими с каждым днем свою активность партизанами, громившими вражеские тылы, разрушавшими железнодорожные пути, нарушавшими связь, уничтожавшими склады и отдельные группы противника. Навечно останутся в памяти благодарного советского народа имена московских комсомольцев партизан Зои Космодемьянской и Шуры Чекалина, отдавших свои юные жизни во имя победы над врагом.
Многие тысячи комсомольцев ушли в партизаны, в их числе была и восемнадцатилетняя комсомолка Зоя Космодемьянская. Перебравшись через линию фронта, юная партизанка вела активную борьбу в тылу врага. В селе Петрищеве, близ города Вереи, она по заданию командира отряда перерезала вражеские провода, лишив тем самым фашистские войска телефонной связи. Здесь же ею была уничтожена конюшни с лошадьми воинской части врага. Вскоре стало известно, что в селе Петрищеве ночью гитлеровцы поймали партизанку, которая готовила поджог воинского объекта. Это была Зоя (назвавшая себя Таней).
Несмотря на жестокие пытки, которым озверелые фашисты подвергли партизанку, им не удалось получить от нее никаких сведений о действиях партизан. Зоя гордо приняла мученическую смерть, не выдав врагу фамилий своих товарищей и не назвав своего настоящего имени.
В это же время в одном из партизанских отрядов Тульской области отважно сражался комсомолец Шура Чекалин.
Будучи больным, Шура Чекалин вынужден был заночевать в деревне и здесь был схвачен гитлеровцами. Фашисты подвергли Шуру мучительным пыткам, но он не назвал имен своих товарищей и героически принял смерть.
Все планы захватчиков разбились о мужество советских войск.
В конце ноября вражеская ударная группировка, которая должна была обойти Москву с севера, захватила город Клин и подошла к Дмитрову. В это время южная группировка противника, обойдя Тулу с востока, выдвинулась к Кашире.
Положение было крайне напряженное. Из одиннадцати железных дорог, ведущих к Москве, противник перерезал семь.
В некоторых местах противнику удалось подойти к Москве на расстояние 25 км, и прикрывавшие Москву зенитные батареи вступили в борьбу с вражескими танками. Врагу казалось, что стоит ему сделать еще один последний рывок, и он достигнет своей цели.
Немецко-фашистское командование, невзирая на огромные потери, продолжало гнать войска на Москву, суля им теплые квартиры и богатую добычу. Но войска, оборонявшие подступы к городу, преодолевая нечеловеческую усталость от непрерывных полуторамесячных боев, с огромным напряжением физических и моральных сил сдерживали натиск гитлеровских полчищ, стремившихся прорваться к советской столице. В эти тяжелые дни солдат, офицеров и генералов Советской Армии вдохновляло сознание того, что их самоотверженной борьбой с врагом руководит наша славная Коммунистическая партия, заботы которой они чувствовали повседневно. Войска, воспитанные партией в непоколебимой стойкости и уверенности в своей победе, отбивали одну за другой атаки противника и сами переходили в контратаки.
Чрезвычайно тяжелые и напряженные оборонительные бои дали свой результат. Враг понес огромные потери, истощившие его силы. За двадцать дней постоянного наступления противник потерял около 55 тыс. человек убитыми и 777 танков. Немецко-фашистские войска вследствие огромных потерь и увеличения протяженности фронта оказались вытянутыми в одну тонкую линию. Ударные группировки противника потеряли силу. Упорной и активной обороной советские войска, усиленные в конце ноября свежими резервами Верховного Главнокомандования, к 5 декабря окончательно остановили немецко-фашистское наступление под Москвой на фронте Калинин, Яхрома, Лобня, Крюково, Звенигород, Наро-Фоминск, Тула, Мордвес, Михайлов, Елец. Истощенный огромными потерями, враг с трудом отбивал с каждым днем нараставшие контрудары советских войск. Назревал кризис сражения.
В ходе пятимесячной активной обороны Советское Верховное Главнокомандование сумело не только сорвать план «молниеносной» войны, но и добиться изменения соотношения сил в пользу Советской Армии. Истощенная огромными потерями в людях и боевой технике, немецко-фашистская армия стала значительно слабее. Ее наиболее обученные и опытные кадровые солдаты и офицеры были выведены из строя, а имевшиеся немногочисленные резервы израсходованы.
В то же время Советская Армия стала значительно сильнее, чем она была в начале войны. Советские солдаты и офицеры приобрели боевой опыт. Несмотря на исключительно тяжелую обстановку, партия и правительство подготовили крупные стратегические резервы и сохранили их до тех пор, пока противник не был обескровлен.

Похожие публикации

Обстановка к лету 1942 года

admin

Освобождение Северного Кавказа

admin

Перестройка на военный лад

admin

Оставить комментарий