Вооружение

Вертолет Боинг Вертол H-46 «Си Найт»

Вертолет Боинг Вертол H-46 «Си Найт»

Еще со времен войны в Корее командование Корпуса морской пехоты (КМП) США разрабатывало концепцию «вертикального охвата». Она предусматривала высадку десанта не только с моря, но и с воздуха — при помощи вертолетов, базирующихся на десантных вертолетоносцах.

Возможности транспортно-десантных вертолетов первого поколения существенно ограничивались их силовыми установками — поршневыми моторами с низкой удельной мощностью. Ситуация поменялась с появлением в середине 50-х годов турбовальных двигателей – мощных и легких. Среди американских вертолетостроительных компаний в то время одно из ведущих мест принадлежало фирме «Вертол», основанной Фрэнком Пясецки.

Эта компания последовательно развивала схему «летающего вагона» — двухвинтового вертолета продольной схемы. Создав и внедрив в производство несколько таких вертолетов с поршневыми моторами, конструкторы «Вертол» в 1955 году приступили к разработке турбовального геликоптера с фирменным обозначением V-107. Первый полет прототипа состоялся 22 апреля 1958 года. Машина показала неплохие летные данные, но путь к заказчику оказался неожиданно сложным.

Поначалу вертолетом заинтересовалась Армия США, заказавшая даже пробную партию, однако впоследствии она сделала выбор в пользу более крупного V-114 (будущего «Чинука»).
ВВС также отвергли V-107, отдав предпочтение машинам Сикорского. И лишь в 1961 году поступил заказ от морских пехотинцев. К тому времени фирма «Вертол» уже была поглощена концерном «Боинг», став его отделением «Боинг Вертол».

В РЯДАХ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ
Первый СН-46А, предназначавшийся для морпехов, вышел на испытания 16 октября 1962 года. Вертолет, получивший гордое название «Морской рыцарь» («Sea Knight»), быстро стал одной из основных винтокрылых машин Корпуса морской пехоты, являясь своеобразным стандартом: даже вместимость вертолетонесущих кораблей определялась в «расчетных Си Найтах» (с соответствующими коэффициентами для вертолетов больших или меньших размеров).

В марте 1966 года «Си Найты» появились во Вьетнаме. Вертолеты несли дополнительную броню, вооружение — два пулемета. Они получили у пехотинцев хорошую репутацию, став «рабочей лошадкой» во Вьетнамской войне.
После Вьетнама «Си Найты» применялись во всех операциях пехоты США — вторжениях на Гренаду, в Панаму, операции «Буря в пустыне», кампаниях в Ираке и Афганистане.

К середине 90-х годов вертолеты СН-46 находились на вооружении транспортных эскадрилий США. За время долгой службы они завоевали уважение своих экипажей, о чем свидетельствует данное СН-46 прозвище «лягушка» (жаргонное «Frog») и поговорка «не доверяй вертолету, которому не исполнилось 30 лет».
Однако время неумолимо берет свое, и с 2006 года «Си Найты» в авиации КМП заменяются самолетами вертикального взлета и посадки MV-22B «Оспрей». Ожидается, что процесс замены будет завершен в 2014 году.

ДРУГИЕ ЭКСПЛУАТАНТЫ
В отличие от более крупного «Чинука», «Си Найт» не пользовался особой популярностью за пределами США. Наиболее крупным покупателем стала Япония, наладившая производство таких вертолетов по лицензии и даже умудрившаяся экспортировать небольшие партии. KV-107 производства фирмы «Кавасаки» служили во всех трех видах японских сил самообороны: в армейской авиации — как транспортные, в ВВС — как поисково-спасательные, в морской авиации — в качестве вертолетов-тральщиков.

С 1963 по 2004 год вертолеты V-107 под местным обозначением СН-113 служили в качестве поисково-спасательных в ВВС Канады. Швеция приобрела более 20 вертолетов как американского, так и японского производства. Они служили в ВВС как транспортные и поисково-спасательные, а в морской авиации — в качестве противолодочных. Последние шведские Нкр-4 сняли с вооружения в 2011 году. Наконец, Саудовская Аравия эксплуатировала вертолеты KV-107 в системе гражданской обороны — в качестве противопожарных и медицинских.

Похожие публикации

«Умные гранаты»

admin

Тяжелые авианосцы типа «Эссекс», программы SCB-27A/C и SCB-125

admin

Авианесущий крейсер типа «Киев»

admin

Оставить комментарий