Разное

В военкомат без приглашения

Министерство обороны, озабоченное численностью вооруженных сил, уже в сентябре готово представить проект масштабной реформы системы армейского призыва. Если его утвердят, на призывную комиссию юноши обязаны будут являться сами, без повесток, а неявка станет считаться уголовным преступлением. Мужчины призывного возраста не смогут выехать за рубеж без соответствующего разрешения.

Также предлагается не назначать на серьезные государственные должности россиян мужского пола, не служивших в армии. Авторы реформы уверены, что для популяризации ратного дела в школах необходимо ввести предмет «Основы военной службы». По мнению независимых экспертов, эффективность этих новшеств вряд ли будет высока. К тому же многие из них вступают в явное противоречие с действующими законами.




О проблемах с комплектованием войск говорится уже давно. А если учесть, что Минобороны планирует увеличить количество призывников до 800 тыс. человек, это вряд ли будет возможно без привлечения на службу так называемых уклонистов. Их число, по оценке заместителя начальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковника Василия Смирнова, в ходе весенней кампании 2010 года составило около 6,7 тыс. человек.

Это приблизительно на 700 человек меньше, чем весной 2009-го, но все равно много, считают военные. Поэтому, убеждены они, нужны поправки в действующее законодательство, ужесточающие ответственность за уклонение от призыва. И вносить их необходимо срочно – к 1 сентября. Видимо, чтобы осенний призыв прошел успешнее.

Суть предлагаемых поправок такова. Сегодня молодые люди получают из военкомата повестки, а впредь должны являться на призывную комиссию сами, без напоминаний, по достижении соответствующего возраста, чтобы определиться с направлением на военную службу. Неявка в этом случае будет считаться уголовным преступлением.

Если кто-то надумает скрыться за границей, то это будет сделать гораздо сложнее, чем сейчас. При попытке выезда у юношей будут проверять наличие специальной отметки в военном билете, которая дает право на путешествия. Ну, а если все-таки удастся как-то «откосить», то в дальнейшем придется забыть о возможности устроиться на госслужбу.

На сегодняшний день, по данным начальника Генштаба Николая Макарова, за пределами родной страны от службы уклоняются более 10 тыс. россиян призывного возраста. Самыми популярными странами, куда бегут от армии наши юноши, по информации Института статистики ЮНЕСКО, являются (наряду с государствами ближнего зарубежья) Германия, Англия и Франция.

Еще примерно 200 тыс. человек, по словам генерала Смирнова, уклоняются от военной службы «путем отказа получать повестки или оставления мест жительства на период призывной кампании». При этом замначальника Генштаба убежден: «Если привести уклонистов на призывные пункты, проблема во многом будет решена. Земля должна гореть под ногами у уклонистов».

По словам директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, инициативы Минобороны вполне оправданы. «Я поддерживаю все предложенные меры, так как они способствуют увеличению численности вооруженных сил, хотя, может, не выглядят очень привлекательно в наше постиндустриальное время», – заявил он «НИ». По мнению эксперта, предложенные изменения не обязательно сразу же увеличат численность рядов, но сделают службу более понятной.

А вот ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова уверена: в предложениях Минобороны «нет ничего разумного». По мнению правозащитницы, введение таких поправок в законодательство довольно затруднительно, так как они не только неэффективны, но и незаконны.

«Требовать, чтобы люди сами приходили без повестки, – это глупость. Не все ведь живут в Москве, а генералы, похоже, забыли, что у нас есть муниципальные образования, откуда до районного центра нужно добираться не меньше шести часов. За границу у нас не выпускают только тех, на кого заведено уголовное дело. По Уголовному кодексу, любые ограничения на перемещения гражданина возможны, если они наложены судом. Для предлагаемых изменений нужно менять все законодательство, что нереально», – отметила «НИ» г-жа Мельникова.

Также предлагается выстроить в стране систему формирования у молодежи привлекательного образа военной службы. Этим обяжут заниматься общеобразовательные учреждения. В школах и лицеях предмет «Основы военной службы», который станет обязательным, будут вести офицеры запаса.

Депутат Госдумы, председатель политического движения «В поддержку армии» Виктор Илюхин убежден: это может способствовать популяризации Вооруженных сил. «Многое будет зависеть от того, кто станет преподавать. По моему мнению, это должны быть серьезные подготовленные люди, которые знают, что такое воинская служба. Я считаю, офицеры, которые отслужили по двадцать лет и отслужили достойно, должны быть привлечены к подобному преподаванию», – сообщил «НИ» народный избранник.

Руслан Пухов в свою очередь полагает, что более разумно возрождать советские традиции подготовки людей к армии, в частности через ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). «Если любишь стрелять, ходить строем, водить машину, то приходишь и тебя этому обучают. Это гораздо лучше, чем преподавать в обязательном порядке. На такие занятия школьники либо не будет ходить, либо придут и не будут ничего усваивать», – рассуждает эксперт.

Валентина Мельникова и тут не согласна. По ее словам, если новый военный предмет будет введен в школах, «большинство родителей напишут заявления о том, что категорически возражают против манипуляций их детей с оружием». «Ведь родитель до 18 лет отвечает за своих детей. Военные хотят, чтобы было как в Советском Союзе: замполиты приходили бы в школу и несли чушь, что кругом враги. Что народ защищен и каждый должен умереть за Родину. Не должно быть такой пропаганды, мы уже живем в другой стране, – подчеркнула г-жа Мельникова.

Что же до главной цели Минобороны – увеличить призыв, то, уверена правозащитница, об этом можно будет вести речь только тогда, когда у нас появится достаточное количество здоровых призывников. «Но для этого должен прилететь волшебник и сделать наших мальчиков здоровыми. Пока же ограничения по здоровью при призыве зачастую игнорируются, и молодой человек вместо того, что бы проходить службу, занимается лечением», – констатировала г-жа Мельникова.

В свою очередь г-н Илюхин отметил, что внутри Минобороны существует очень много предложений, как повысить численность Вооруженных сил. Одно из них состоит в том, чтобы службу призывники проходили по месту жительства. «Так, чтобы у них было два выходных, во время которых они могли бы уходить из расположения воинской части», – уточнил депутат.

По мнению сопредседателя движения «Солидарность» Бориса Немцова, предложенные Минобороны меры еще раз свидетельствуют о том, что переход на профессиональную службу был провален. «Поскольку идею контракта они провалили, а срок службы стал один год, они вынуждены забирать в армию практически всех, кто достиг 18-летнего возраста.

На сегодняшний день тех, кто должен служить, порядка 1 млн. человек, а в год надо призывать 700 тыс., то есть практически 70% всех людей, достигших призывного возраста. Но огромное число молодых людей имеют от армии отсрочку, например те, кто учится в университете. Очень многие не годны по здоровью. Отсюда и драконовские меры», – пояснил «НИ» политик.

Как считает г-н Немцов, саботаж перехода на контракт состоял в том, что контрактникам платили смешную зарплату (8–10 тыс. руб. в месяц) и не предоставляли нормального жилья. «В итоге вместо того, чтобы получить к настоящему моменту 300 тыс. контрактников и тем самым решить проблему с призывом, генералы вообще отказываются от контрактников как таковых, потому что за те деньги, что они предлагают, никто служить не хочет», – подчеркнул г-н Немцов. По его словам, даже жесткие меры в данной ситуации ни к чему не приведут и власти будут вынуждены увеличить срок службы, но уже после выборов. Ведь в силу демографических причин в 2015 году число людей призывного возраста будет составлять уже 600 тыс., то есть меньше, чем плановая цифра призыва.

Руслан Пухов возражает: переход на контрактную армию возможен только при другом экономическом положении страны. «Контрактную армию может позволить себе очень обеспеченное государство. И, что бы ни говорили правозащитники, контрактная армия в разы дороже призывной. Полноценный переход на нее потребует отказа государства от ряда социальных обязательств, в частности пенсионных. Потому что привлекать людей на опасную и непрестижную работу можно только высокими деньгами», – пояснил «НИ» г-н Пухов.

Подсчеты Бориса Немцова говорят о другом. «В контрактной армии нужно платить военнослужащему 25–30 тыс. в месяц и предусмотреть жилищную программу. Это повышает авторитет армии и делает службу престижной. Бюджет Вооруженных сил на сегодняшний день – около 40 млрд. долларов, дополнительных денег нужно 2–3 млрд., то есть меньше 10%. Резервы бюджета это позволяют, и тогда не надо было бы ничего ужесточать», – резюмировал политик.

В.Рябых. “Новые известия”.

Похожие публикации

Минобороны не ожидает зимой проблем с отоплением гарнизонов

admin

Основные проблемы Российской армии

admin

НАТО предложит российской армии повоевать в Афганистане

admin

Оставить комментарий