Вторая мировая война

Обстановка к началу лета 1943 года

Обстановка, сложившаяся на фронте к лету 1943 года в результате побед, одержанных Советской Армией в зимней кампании, значительно отличалась от обстановки лета 1942 года.
Главное ее отличие состояло в том, что в результате успехов на боевом и трудовом фронтах к лету 1943 года Советская Армия стала намного сильнее, а гитлеровская армия стала слабее. Под влиянием побед Советской Армии международный авторитет Советского Союза неизмеримо вырос.
Народы оккупированных стран Европы увидели в лице СССР реальную силу, способную одержать победу в единоборстве с гитлеровской Германией. Блестящие победы наших войск под Сталинградом, на Северном Кавказе, на центральном участке фронта и под Ленинградом убедительно свидетельствовали об этом.

В зимних и весенних боях наши солдаты и офицеры приобрели богатый, разносторонний боевой опыт.
Морально-политическое состояние наших войск было на высоком уровне — оно опиралось на животворный советский патриотизм, вытекало из тех высоких и благородных задач, которые выполняла Советская Армия. На примере блестяще проведенных операций под Сталинградом и на других участках фронта советские воины еще раз убедились в превосходстве нашего советского военного искусства, нашей боевой техники над гитлеровским военным искусством и техникой.
Народы Советского Союза по призыву партии и правительства прилагали все усилия к тому, чтобы дать фронту больше боевой техники, снаряжения, боеприпасов и продовольствия.
К лету 1943 года военная мощь Советского Союза по сравнению с 1942 годом резко увеличилась. Основными арсеналами, ковавшими победу в тылу, стали наши восточные районы, где выпуск продукции военной промышленности быстро повышался.

Колхозное крестьянство много потрудилось над освоением в восточных районах новых посевных площадей под технические культуры. Несмотря на то, что наша страна в 1942 году была временно лишена таких важнейших сельскохозяйственных территорий, какими являются Украина, Ростовская и Сталинградская области, Краснодарский и Ставропольский края, она все же снабжала за счет восточных районов Советскую Армию и население необходимым количеством продовольствия, а легкую промышленность сырьем.
Развитие военной экономики позволило нашему правительству к лету 1943 года провести ряд крупных мероприятий по усилению Советской Армии новейшей современной боевой техникой, превосходящей по качеству боевую технику противника.

Удары Советской Армии потрясли гитлеровскую военную машину до основания. Фашисты, понеся огромные потери на фронте зимой 1942/43 года, исчерпали все свои резервы. Их главное командование вынуждено было прибегнуть к «тотальной» мобилизации, то есть забрать в армию всех, в том числе и рабочих, оставленных для работы в военной промышленности, заменив их иностранными рабочими. Военная промышленность фашистской Германии, работавшая с полным напряжением, не могла покрыть потерь своих войск. Немецко-фашистским заправилам пришлось признать ухудшение положения в стране. Они теперь уже открыто отказались от своей прежней установки на «молниеносную» войну и все чаще поговаривали о переходе к затяжной войне. В связи с разгромом зимой 1942/43 года на советско-германском фронте румынской, венгерской и итальянской армий гитлеровская коалиция, сложившаяся на базе захватнических устремлений ее участников, начала распадаться. Все это свидетельствовало о военном кризисе, переживаемом гитлеровской Германией. Но все же Германия и ее армия еще не были окончательно разбиты. Немецко-фашистское командование не собиралось переходить к обороне, не исчерпав всех возможностей выиграть войну наступательными действиями. Начиная с апреля 1943 года гитлеровцы готовились к новому летнему наступлению, которое, по замыслам их командования, должно было привести к разгрому Советской Армии, захвату Москвы и выводу Советского Союза из войны.

Противник и в этом году продолжал пытаться одним ударом разбить основные силы Советской Армии и овладеть Москвой.
К началу лета 1943 года противник располагал рядом условий, позволявших ему вновь попытаться осуществить наступательную операцию.
Во-первых, в результате начатой еще в январе 1943 года «тотальной» мобилизации врагу удалось к началу лета пополнить сильно поредевшие ряды своих частей и даже сформировать несколько новых дивизий.
Во-вторых, отсутствие второго фронта в Европе вновь позволило противнику без какого-либо риска перебросить оттуда значительное количество своих войск на советско-германский фронт. Американо-английские правящие круги по-прежнему продолжали уклоняться от выполнения союзнических обязательств. Они всячески уклонялись от выполнения Советско-англо-американского соглашения, подписанного в июне 1942 года, по которому Великобритания и США обязывались открыть второй фронт в Европе в 1942 году. Но так как второй фронт в Европе не был открыт ни в 1942 году, ни в 1943 году, то Советская Армия продолжала по-прежнему сражаться одна против армий гитлеровской Германии и ее сателлитов. Действия англо-американских войск в Африке имели ничтожное значение и не оказали никакого влияния на ход Великой Отечественной войны. Высадка американо-английских войск в Северной Африке в ноябре 1942 года, как известно, не отвлекла с советско-германского фронта ни одной немецко-фашистской дивизии.

Используя эти обстоятельства, гитлеровское командование к началу июля 1943 года восполнило понесенные потери в летне-осенней кампании 1942 года и зимней кампании 1942/43 года и довело численность войск до 227 дивизий. Это, по мнению гитлеровского командования, должно было обеспечить быстрый прорыв фронта советских армий.
Гитлеровцы не извлекли урока из Сталинградской битвы, они по-прежнему переоценивали свои силы в недооценивали силу Советской Армии. Противник не учел самого главного — возросшей мощи Советской Армии. Наша армия к этому времени была уже не такой, как даже год тому назад. Пройдя суровую школу войны, она превратилась в зрелую кадровую армию, научившуюся не только искусно обороняться, но и не менее искусно наступать. Работавшая на полную мощность военная промышленность страны в изобилии снабжала войска боевой техникой, более совершенной, чем техника противника. Враг лишился превосходства в танках, авиации, минометах и автоматах.

Советское Главнокомандование своевременно вскрыло замыслы противника и противопоставило им свой план разгрома главных сил врага. Этот план предусматривал преднамеренной обороной советских войск на Курской дуге измотать ударную силу немецко-фашистских войск, после чего, используя крупные стратегические резервы, перейти в решительное контрнаступление, разгромить главную группировку врага и, таким образом, создать условия для развертывания общего наступления советских войск с целью освобождения Левобережной Украины и захвата плацдармов на правом берегу Днепра. Этот план Верховного Главнокомандования опирался на возросшую мощь Советской Армии/ на высокий боевой дух советских воинов, на возросшее боевое мастерство наших офицеров и генералов, на могучую боевую технику, которую во все возрастающем количестве давала нашей армии советская промышленность. План Советского Верховного Главнокомандования наши войска блестяще осуществили в ходе летне-осенней кампании 1943 года.

Похожие публикации

Переход советской армии в контрнаступление под Ростовом и Тихвином

admin

Разгром немецких войск на Таманском полуострове

admin

Разгром немецких войск под Ленинградом и Новгородом

admin

Оставить комментарий