Жилье

Какую «квартирную революцию» задумал Шойгу?

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

Нынешнему министру обороны России Сергею Шойгу в наследство от предшественника досталась острейшая социальная проблема — жилищная. Хотя справедливости ради стоит сказать, что во времена Анатолия Сердюкова гигантская очередь бесквартирных значительно уменьшилась. И могла бы укоротиться еще больше, если бы само тогдашнее руководство Минобороны (МО) не допускало ошибок.

Парадокс: одной рукой оно стремилось еще к 2010 году полностью решить вопрос с предоставлением постоянного жилья увольняющимся военнослужащим, а другой — создавало мощные завалы на пути новоселов к своей заветной квартире.

Радикально, одним махом сократив количество офицерских должностей с 355 тысяч до 150 тысяч и убрав из армии 140 тысяч прапорщиков и мичманов, Сердюков намного увеличил количество бездомных служивых. Темпы увольнения людей стали еще больше опережать объемы предоставления им жилья. За штатом и в распоряжении командиров оказались более 40 тысяч военнослужащих, которых без своей крыши над головой нельзя было уволить (только на их содержание МО ежегодно тратит более 30 млрд. рублей!). Многие до сих пор ждут своего угла по 5 — 6, а то и по 10 лет.

Случалось, что в стремлении побыстрее закрыть жилищную проблему бывшее руководство ведомства шло на авантюры: под Петербургом было построено 370 коттеджей, которые, как потом оказалось, быстро рассыпались из-за плохого качества материалов, не выдерживали зимой тамошних низких температур, да к тому же были рассчитаны на многодетные семьи. За лишние метры людей принуждали платить, не был законодательно урегулирован вопрос и с землей на участках, где стояли коттеджи. Эксперимент провалился.

Бывало и такое: служебному жилью увольняемых офицеров в медвежьих углах приказным порядком придавался статус постоянного, и люди считались обеспеченными квартирами.

Был период, когда по этой причине пустовали почти… 7,5 тыс. квартир.

Серьезно тормозили решение жилищного вопроса не только претензии увольняемых к качеству квартир, но и их всевозможные капризы: одному не нравился этаж, другому вид из окна, третьему не хотелось жить над входом в подъезд («двери постоянно будут хлопать»), пятый требовал только кирпичный, а не бетонный дом. Все это сопровождалось тысячами жалоб и даже судебных исков к Минобороны.

Оценив «поле боя», новое руководство МО пришло к выводу, что при таком положении дел жилищную проблему вряд ли удастся решить и в ближайшие 10 лет (к тому же очередь нуждающихся в постоянном жилье офицеров, прапорщиков и мичманов ежегодно пополняется 10 — 15 тысячами увольняемых). Потому было решено ввести принципиально новую систему, которую смело можно назвать революционной. Ее законодательная база сейчас разрабатывается.

ДЕНЬГИ ВМЕСТО КВАРТИР

За последние три-четыре года Минобороны обеспечило жильем более 139 тысяч военнослужащих. Но даже при этом полностью ликвидировать жилищную очередь так и не удалось. Сегодня право на постоянную квартиру имеют 55 тысяч людей в погонах.

Почему же МО не может закрыть жилищный вопрос? Причин несколько. Во-первых, многие военные частенько меняют избранное место жительства. Например, человек ждет квартиру в Хабаровске, а потом пишет рапорт на предоставление жилья в Калининграде. Во-вторых, зачастую у Минобороны просто нет своих квартир в том городе, где захотел жить офицер. И в-третьих, много военных неоднократно отказываются от предоставляемого жилья — нет балкона, первый этаж, мало солнца, далеко до остановки и т. д.

В результате новостройки простаивают незаселенными, на их содержание тратятся сумасшедшие деньги, а очередь бесквартирных только увеличивается. Поэтому в Минобороны придумали принципиально новый способ решения жилищной проблемы. В чем же смысл новшества?

Увольняющийся военнослужащий получает единовременную денежную выплату (ЕДВ) на покупку жилья в том месте России, где он хочет, а не там, куда его «заталкивает» Мин­обороны, игнорируя конституционное право гражданина на выбор места жительства.

Размер ЕДВ будет зависеть от многих факторов: состава семьи, выслуги лет военнослужащего, его наград, участия в боевых действиях, состояния здоровья (например, во время службы была получена военная травма и человек стал инвалидом), воинского звания или ученой степени. Будут учитываться и другие моменты.

Людям, уходящим на пенсию, не придется долгими годами ждать заветную квартиру, живя в гарнизоне или же маяться с семьей по чужим углам. Исчезнет само понятие «бесквартирный военнослужащий». А гигантская очередь все еще ожидающих жилья рассосется в ближайшие три-четыре года.

ПОДВОДНЫЕ РИФЫ

Безусловно, самый важный вопрос новой системы: как будет определяться стоимость 1 кв. метра жилья? Ведь в каждом регионе и каждом городе она разная. Пока прорабатываются два варианта. Первый — платить по среднероссийской фиксированной цене, скажем, 33 тыс. рублей за кв. м. Второй — привязывать среднюю цену на жилье к конкретному региону или городу. Ее регулярно определяет Минрегион. Первый вариант уже сейчас вызывает у военных сомнения — будет ли он справедливым? Ведь, скажем, в Москве квадрат жилья экономкласса или вторичного тянет зачастую на 70 — 80 тыс. рублей, а то и больше. В Питере — 50 — 60 тыс. И если правительство проявит «жадность» и не учтет эти данные, хорошая задумка Минобороны может провалиться. Люди снова станут говорить, что государство их кинуло, как с государственными жилищными сертификатами (ГЖС), когда стоимость 1 кв. метра по этому ценному документу была зачастую гораздо ниже той, которая была установлена в месте, где человек покупал квартиру. Иным обладателям ГЖС вместо трехкомнатной едва хватало на однушку или приходилось выкладывать из своего кармана 1 — 2 млн. рублей, влезая в долги.

В начале недели замминистра обороны Руслан Цаликов дал надежду всем служивым. Он сказал, что минимальный размер ЕДВ будет никак не меньше выплат по военной ипотеке, а это 3 миллиона рублей. По его словам, холостой бездетный офицер с 15-летней выслугой получит на руки около 4,5 млн. рублей. Офицер, отслуживший 25 лет и имеющий трех членов семьи, будет получать в два раза больше.

Сейчас судьба «квартирной революции» в армии всецело зависит от правил игры, которые утвердят Госдума, Минфин, Минрегион, правительство. Если все будет сделано по справедливости, у нас появится исторический шанс впервые решить проблему, которая никогда полностью не решалась ни в Советской, ни в новой Российской армии.

http://www.kp.ru

Похожие публикации

Жилье для военнослужащих

admin

Военные будут жить в комфорте и безопасности

admin

Министерство обороны планирует закрыть квартирный вопрос для военных в отставке до конца

admin

Оставить комментарий