Коррупционный миллиард

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник отдела надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции Главной военной прокуратуры полковник юстиции Константин БЕЛЯЕВ.

- Константин Александрович, масштабы борьбы с коррупцией становятся больше. Об этом можно судить даже по количеству сообщений о задержаниях и судах над взяточниками, казнокрадами и т. д. Можно ли назвать в связи с этим какие-то цифры, проследить какие-то тенденции?

- Работа по противодействию коррупции действительно набирает обороты. В результате активизации и принятия совместных с командованием мер по пресечению фактов коррупции таких правонарушений с каждым годом выявляется все больше. Судите сами: в текущем году общий уровень преступности в войсках снизился на 10 процентов, но количество зарегистрированных коррупционных преступлений по сравнению с первым полугодием 2009 года возросло более чем на четверть.

Сегодня почти каждое пятое преступление в Вооруженных Силах имеет коррупционную направленность. Значительно увеличилось число мошенничеств, совершенных с использованием служебного положения и превышением должностных полномочий из корыстных побуждений. Ущерб от этих преступных деяний достиг 1 миллиарда рублей. В этом году к уголовной ответственности привлечены более 400 лиц, свыше 300 осуждены. Большинство осужденных – старшие и высшие офицеры, в том числе 8 генералов.




- В значительном числе писем, присланных в редакцию «Красной звезды», в той или иной мере говорится о проблеме обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей. Что может сказать военная прокуратура об этой проблеме?

- В 2008–2009 годах за совершение преступных посягательств на бюджетные средства, выделенные на строительство и приобретение жилья для военнослужащих, к уголовной ответственности привлечены 113 воинских должностных лиц, большинство из них к настоящему времени осуждены.

В результате принятых мер прокурорского реагирования восстановлены жилищные права свыше 50 тысяч военнослужащих и членов их семей. Так что вопросы обеспечения жильем не остаются без нашего пристального внимания.

- Выходящая с недавних пор в «Красной звезде» рубрика «Военный прокурор разъясняет» приобрела большую популярность. Практически каждый день нам поступают вопросы. Некоторые из них прямо или косвенно связаны с противодействием коррупции. Например, подполковник Феликс Верязов из Москвы спрашивает: «В начале 2010 года военнослужащим нашей части раздали типовые бланки и написать в них сведения о наших доходах и нажитом имуществе. Законны ли данные требования командования и чем они определены?» Видимо, многие думают, что отчитываться о своих доходах должны лишь высокопоставленные чиновники...

- В соответствии со статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на военнослужащих распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Поэтому начиная с первого квартала 2010 года военнослужащие обязаны в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, предоставлять в свои кадровые органы сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах).

Такие же сведения предоставляются ими и в отношении членов своих семей, к которым отнесены супруги и несовершеннолетние дети. Порядок и формы заполнения соответствующих справок утверждены Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559.

Перечень должностей военнослужащих, при назначении и замещении которых военнослужащими и членами их семей предоставляются сведения о доходах, утвержден приказом министра обороны России от 29 августа 2009 года № 920 (во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557). К ним относятся должности начальников штабов, служб и отделов воинских частей (начальники финансовой службы, продовольственной службы, службы горючего, начальник строевого отдела и др.), их заместители и помощники. Предоставляют такие сведения и сами командиры воинских частей и соединений, их заместители, а также другие должностные лица.

- Виктория Жукова из города Братска Иркутской области интересуется: «Собираюсь поступать на государственную гражданскую службу и рассматриваю Министерство обороны как моего возможного работодателя. Знаю, что придется проходить конкурс, и готовлюсь к нему. В связи с этим у меня вопрос: что такое конфликт интересов на государственной службе?»
- Понятие конфликта интересов на государственной гражданской службе содержится в статье 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.

Под личной заинтересованностью здесь понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи, а также для граждан и организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» действие его норм, связанных с соблюдением государственными служащими запретов и ограничений, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, распространено на все виды государственной службы, в том числе на военную службу.

Разрешается такой конфликт следующим образом: любой государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Он же может разрешить конфликт самоотводом, а его наниматель - путем изменения должностного или служебного положения служащего, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей.

Урегулирование этих отношений возложено на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих, а в воинских частях - на аттестационные комиссии.

В.Мохов. «Красная звезда».

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Похожие записи:

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.

Подписаться, не комментируя