Календарная зима — не за горами. Как подготовлены к холодам наши гарнизоны, военные городки, объекты ЖКХ, инженерные сети, жилой и казарменный фонд? На эти и другие вопросы отвечает руководитель Департамента расквартирования Министерства обороны Российской Федерации Юрий МИРОНОВ.
— Юрий Евгеньевич, какова на текущий момент ситуация с подготовкой объектов и инфраструктуры Министерства обороны к зиме?
— Общая готовность фондов Минобороны по состоянию на середину октября 2010 года в целом составляет 98%. В том числе по казарменно-служебному фонду — 99% (из общей площади казарменно-служебного фонда в 90,2 млн. кв. м к зимней эксплуатации подготовлено 89,3 млн. кв. м). Готовность жилищного фонда — 98% (при площади жилищного фонда Минобороны в 26,8 млн. кв. м подготовлено 26,3 млн. кв. м). Готовы 99% котельных (из 3.963 котельных готовы 3.923).
Большой объем работ проведен по подготовке тепловых сетей. Их готовность составляет 98% (из общей протяженности в 12,7 тысячи км к отопительному периоду подготовлены 12,4 тысячи км). Готовы 98% объектов водоснабжения и канализации (из 7.430 объектов готовы 7.281). Кроме того, подготовлены 98% водопроводных сетей (при протяженности в 13,4 тысячи км готовы 13,1 тысячи км). К зиме также готовы 1.840 из 1.855 электроустановок, находящихся на нашем обслуживании, что составляет 99,5%.
Справка
По состоянию на 1 октября 2010 года в Министерстве обороны РФ на учете состоят 159,2 тысячи зданий и сооружений. Из них 12,8 тысячи — жилые дома. Военными обслуживаются 4.062 котельные (из которых 3.963 единицы эксплуатируются, а 99 находятся на консервации). На обслуживании у Минобороны находятся 86,5 тысячи км инженерных сетей, в том числе 12,7 тысячи км сетей теплоснабжения, 4,6 тысячи км горячего и 13,4 тысячи км холодного водоснабжения, 9 тысяч км канализационных сетей, а также 16,6 тысячи км воздушных и 30,3 тысячи км кабельных линий электропередачи.
Хочу отметить, что отопительный период начат без срывов. Не скрою, имеются отдельные проблемы инженерно-технического характера. Но в ближайшее время эксплуатация всех фондов будет переведена в штатный режим.
— Удалось ли создать требуемый запас топлива для обеспечения котельных?
— По итогам аукциона на поставку твердого топлива потребителям Минобороны, проведенного 10 августа 2010 года, заключены государственные контракты в объеме 1.394,18 тысячи тонн угля и 73,54 тысячи куб. м дров на общую сумму 4.544,0 млн. рублей. Отгрузка твердого топлива поставщиками производится до прикотельных площадок. По состоянию на середину октября 2010 года практически завершен навигационный завоз. Объем поставок составил 78,9 тысячи тонн угля на сумму 108,4 млн. рублей.
— Юрий Евгеньевич, не секрет, что в прежние времена подготовка к зиме всегда сопровождалась проблемами с финансированием…
— К сожалению, как и в прошлом году, подготовка к зиме сейчас проводилась в условиях значительного недофинансирования. Дефицит на сегодняшний день составляет 38,8 млрд. рублей. В связи с этим мы выполнили только первоочередные задачи по подготовке коммунальных объектов и инженерных сетей к отопительному периоду.
Значительной проблемой при подготовке к зимней эксплуатации и в условиях начавшегося отопительного периода является дефицит бюджетных ассигнований на оплату коммунальных услуг, приведший к образованию кредиторской задолженности бюджетных потребителей перед поставщиками тепла, воды и газа. В связи с ростом тарифов на энергоносители дефицит в целом по Минобороны в этом году достиг 35 процентов от годовой потребности.
В проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» нами внесены предложения об увеличении военному ведомству бюджетных ассигнований на 2010 год по расходам на оплату коммунальных услуг.
В настоящее время заместитель министра обороны РФ Григорий Нагинский подписал гарантийное письмо поставщикам коммунальных услуг об оплате имеющейся кредиторской задолженности по мере поступления дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Подчеркну, что речь идет о задолженности, сложившейся на 1 июля текущего года. Оплата потребленных в последующий период коммунальных услуг обеспечивается сторонними специализированными организациями.
Средства, необходимые для осуществления платежей, этим сторонним специализированным организациям перечислены. Проблема с платежами за август и сентябрь текущего года связана только с оформлением договорных отношений этих организаций с поставщиками коммунальных услуг. Решение этих задач зависит в том числе от самих энергоснабжающих организаций.
— О каких сторонних специализированных организациях идет речь?
— В целях повышения качества содержания и эксплуатации казарменно-жилищного фонда, надежности и безаварийной работы коммунального хозяйства, осуществления мероприятий по энергосбережению, а также сохранения и дальнейшего рационального использования объектов инженерной инфраструктуры 5 февраля 2010 года министром обороны РФ было принято решение о передаче фондов военных городков на содержание сторонним специализированным организациям на конкурсной основе.
В соответствии с Федеральным законом от 2005 г. № 94-ФЗ в Минобороны России в июне текущего года были проведены конкурсные процедуры по выбору сторонних специализированных организаций для выполнения функций эксплуатации и содержания фондов. По итогам проведенных конкурсов были заключены соответствующие государственные контракты.
В том числе с ОАО «Славянка» – по содержанию, эксплуатации казарменно-служебного фонда и водоканализационного хозяйства (а также расчетам со сторонними поставщиками воды), с ОАО «РЭУ» – по содержанию, эксплуатации теплоэнергетического оборудования (а также расчетам со сторонними поставщиками тепловой энергии), с ОАО «28-я Электрическая сеть» – по содержанию, эксплуатации электросетевого хозяйства и с ОАО «Славянка» – по управлению специализированным жилищным фондом Минобороны России.
В пользу такой централизации процесса отбора исполнителей имеются достаточно веские аргументы. Это и концентрация имеющихся ресурсов на первоочередных направлениях расходов, и возможность оперативного контроля и корректировки выполнения планов, а также, что немаловажно, возможность контроля за расходованием бюджетных средств.
— Как вы оцениваете выполнение этими организациями их контрактных обязательств?
— Конечно, начало работы, как начало любого большого и технически сложного дела, сопряжено с рядом проблем. Однако, по моему мнению, эти проблемы носят временный организационный характер и связаны прежде всего с необходимостью в кратчайшие сроки принять на работу обслуживающий персонал на все объекты военного ведомства, провести договорную кампанию и организовать ресурсное снабжение.
В настоящее время ОАО «Славянка», ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» и ОАО «28-я Электрическая сеть» создали свои филиальные сети и ускоренными темпами принимают в эксплуатацию объекты Минобороны России, одновременно выполняют необходимые работы по текущему ремонту основного оборудования и планируют привести в рабочее состояние резервные мощности.
Для организации работ по подготовке фондов к зимнему периоду эксплуатации этим сторонним специализированным организациям выплачены предусмотренные государственными контрактами авансовые суммы.
Там, где до начала отопительного периода объекты не были переданы в эксплуатацию сторонним специализированным организациям, а также на объектах специального фонда Минобороны России подготовка и начало отопительного периода осуществлены квартирно-эксплуатационными организациями.
— Юрий Евгеньевич, что можно сказать о взаимодействии с местными органами власти при подготовке к зиме?
— Взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам подготовки военных городков Минобороны России к зимней эксплуатации осуществляется на всех уровнях, начиная с федеральных структур и заканчивая муниципальными образованиями.
Представитель Департамента расквартирования принимает участие в ежемесячных селекторных совещаниях Минрегионразвития с руководителями субъектов РФ.
Если говорить об адресном взаимодействии с регионами, то как пример приведу Московскую область. С министерством ЖКХ этого региона налажены действенные контакты. На постоянной основе проводятся совещания с участием представителей сторонних специализированных организаций и руководителей муниципальных образований по урегулированию проблем, появляющихся в начале отопительного периода в военных городках, дислоцированных на территории региона.
Тесное взаимодействие по контролю за прохождением отопительного периода на фондах Минобороны организовано также с руководством Ярославской области. В частности, со стороны главы муниципального образования Бурмакино оказана помощь по запуску коммунальных сооружений военного городка.
Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к коллегам-энергетикам. Министерство обороны России относится с пониманием к ситуации, связанной с неплатежами по обязательствам ведомственных бюджетных потребителей. В настоящее время нами приняты все необходимые меры по выходу из этой непростой финансовой ситуации. Бюджетные ассигнования из федерального бюджета поступят военному ведомству в начале ноября и в установленном порядке будут доведены для оплаты имеющихся долгов.
В условиях начавшегося отопительного периода именно от вашего понимания и содействия зависят скорейшее разрешение финансовых взаиморасчетов, стабильное и качественное обеспечение как объектов Минобороны России, так и непосредственно военнослужащих и членов их семей всеми видами топливно-энергетических ресурсов.
— Как организована подготовка к зиме военных городков Министерства обороны, находящихся за границей Российской Федерации?
— В целом фонды данных военных городков к отопительному периоду подготовлены. Бюджетные средства на оплату расходов российских военных баз доведены.
Общая потребность в денежных средствах на содержание фондов составляет 854,9 млн. рублей. При переходе на новый порядок эксплуатации фондов в 2011 году функции по содержанию, технической эксплуатации фондов и оплате квартирно-эксплуатационных расходов российских военных баз за границей планируется возложить на создаваемые в данных республиках региональные отделы федерального государственного учреждения «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации».
— Юрий Евгеньевич, какие основные сложности сейчас наблюдаются в ходе начавшегося отопительного периода?
— Да, отдельные трудности имеются. Это прежде всего касается вопросов организационного порядка. Трудности в подготовке к зимнему периоду эксплуатации вызваны организационно-штатными проблемами, связанными с формированием филиалов сторонних специализированных организаций на местах, их размещением, укомплектованием эксплуатационным персоналом, особенно в регионах, в которых отопительный период начался раньше. Это Камчатский, Хабаровский и Забайкальский края, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, Республики Бурятия, Саха (Якутия), Коми, Карелия, а также Сахалинская, Амурская, Тюменская, Свердловская, Архангельская и Мурманская области.
Хочу отметить, что в настоящее время филиалы в регионах в основном укомплектованы персоналом. Техническая эксплуатация принятых объектов осуществляется в необходимом объеме. В соответствии с решением заместителя министра обороны России Григория Нагинского для решения проблемных вопросов, связанных с подготовкой и проведением отопительного периода 2010–2011 гг., в Департаменте расквартирования Минобороны РФ создан оперативный штаб, который быстро реагирует на все проблемные моменты, связанные с проведением отопительного сезона.
— Большое спасибо за подробное интервью.
Д.СЕМЕНОВ, «Красная звезда».