КНДР рано утром в среду запустила баллистическую ракету, которая, как утверждается, вывела на орбиту искусственный спутник «Кванменсон-3». Этот запуск произошел вопреки противодействию международного сообщества, опасающегося, что под видом «мирного освоения космоса» Пхеньян испытывает ракетное оружие межконтинентальной дальности. Запуск ракеты, в частности, осудили Южная Корея, США и Россия. С особенно гневным протестом выступила Япония, к чьей территории ближе всего располагалась траектория полета ракеты. В Токио даже потребовали созыва экстренного заседания Совбеза ООН для обсуждения северокорейской ракетной угрозы. Вместе с тем некоторые специалисты считают, что это надуманная проблема. О том, что этот запуск – блеф чистой воды, в интервью «Росбалту» заявил кореевед, профессор Школы политики и международных исследований Лидского университета Кристоф Блат.
— Не могли ли бы вы вкратце объяснить, что именно улетело сегодня в космос из Северной Кореи?
— Северная Корея объявила, что планирует осуществить запуск ракеты под названием «Ынха-3». Это модификация северокорейской ракеты «Тэпходон-2». Обе они являются ракетами дальнего действия, построенными на основе советских технологий.
В этом запуске нет ничего особенного, Пхеньян пытается наверстать предыдущие пуски, которые закончились неудачно. В последний раз, когда они запускали ракету, это должно было стать большим событием, так как было приурочено к столетию со дня рождения основателя страны Ким Ир Сена, но на самом деле неудачный пуск стал большим поражением Пхеньяна.
— Тогда почему страны региона так перепугались? Япония накануне даже заявила, что готова сбить ракету.
— Страны перепугались, потому что в будущем такие ракеты потенциально могут быть снабжены ядерной боеголовкой, а их целью могут быть не только соседи КНДР, но и даже США. Но цель Северной Кореи – бросить вызов ООН, показать, что им все равно.
В том, что касается возможного удара со стороны Японии, то это стало бы большой провокацией. Точность противоракетной системы оставляет желать лучшего, и если бы Япония выстрелила и промахнулась, то это стало бы для нее большим конфузом. Я предполагал, что Токио пойдет на это.
— Что вы думаете о ракетной программе Северной Кореи в целом? Насколько это серьезная проблема?
— Мне кажется, что это блеф. Я думаю, что они купили ряд советских ракет в свое время и запускают их с некоторыми модификациями. Я понимаю, что это сложно доказать, но я считаю, что у Северной Кореи нет своей ракетной промышленности, и что они ничего сами не производят. Понимаете, у них почти нет испытаний. Северная Корея время от времени осуществляет эти запуски, цели которых носят политический характер. Для того чтобы создать нормальную ракетную программу, нужно проводить очень много испытаний. Поэтому я считаю, что они каким-то образом купили старые советские ракеты и запускают их время от времени. Так, «Ынха-3» — это несколько советских ракетных двигателей, соединенных вместе.
— В этот раз ракета несет спутник. Насколько вероятно, что в какой-то момент вместо спутника там может оказаться и ядерная боеголовка? Готовится ли Северная Корея к ядерным испытаниям?
— Действительно, в этот раз это не ядерная боеголовка. Пока что нет никаких подтверждений того, что Северная Корея вообще способна изготавливать ракеты с боеголовками, но это, конечно, остается возможным сценарием. Северная Корея пытается показать размах своих планов, но я очень сомневаюсь, что у них есть боеголовки и есть возможности по их размещению на ракетах.
— Как вы оцениваете современное состояние северокорейской ядерной программы?
— Ядерная программа на основе плутония была закрыта. Пока нет никаких доказательств того, что они способны производить оружие на основе урана. У Северной Кореи есть несколько элементарных ядерных устройств, но ядерного оружия пока нет.
— Запуск ракеты нарушил несколько резолюций Совета безопасности ООН, которые призывали Северную Корею прекратить любые ракетные испытания. Какой будет реакция международного сообщества, на ваш взгляд?
— Международное сообщество, скорее всего, выступит с осуждением, возможно, последуют новые экономические санкции. Но, как я уже вам сказал, я лично считаю, что возможности Северной Кореи сильно преувеличены.
— Какая реакция, на ваш взгляд, стала бы более адекватной?
— Я бы посоветовал уделять меньше внимания ядерной программе, а больше экономическому и политическому взаимодействию с Северной Кореей. Сейчас все занимаются исключительно ядерной программой Пхеньяна, и это, отчасти, вина самой Северной Кореи, которая пытается показать, что она якобы является мощной и влиятельной страной, хотя на самом деле это совсем не так.
Пхеньян пытается доказать своим гражданам и всему миру, что Северная Корея – это великая ядерная держава, но на самом деле это страна с очень маленьким ВВП. ВВП Северной Кореи меньше оборонного – то есть даже не всего — бюджета Южной Кореи.
Технические возможности Северной Кореи равны нулю. Очевидно, что у Пхеньяна очень серьезные проблемы экономического характера, но он старается отвлечь от них внимание с помощью показных пусков.
Мировая общественность должна начать экономическое и политическое взаимодействие со страной чучхе с тем, чтобы сделать возможными долгосрочные изменения. Использовать силу против них нельзя, потому что если начнется война, армия КНДР вырежет северные районы Южной Кореи. Так что нужно продолжать сдерживание и начать политический и экономический диалог.
Первоисточник http://www.rosbalt.ru