Пенсионное обеспечение

Не частный случай

Вопрос о ежемесячных денежных выплатах родственникам погибших военнослужащих, на который пыталась ответить «РГ», остается открытым.

В редакционный материал вкралась неточность — связанная с противоречивостью правового положения этих льготников: выплаты в рамках одной категории различаются в 2,5 раза, причем их размер нередко определяют суды, вынося в одинаковых случаях противоположные решения.

Попали в окружение

Коллизия складывалась 20 лет. Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 1 августа 1989 года приравнял членов семей военных, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Потом появился Закон РФ «О ветеранах» от 12 января 1995 года — но статус родителей и вдов чиновники фактически определяли по советским нормам. А вот в 2004 году, с выходом Закона «о монетизации льгот», членов семей военных приравняли уже к ветеранам боевых действий — менее защищенной группе льготников. Путем корректировки ФЗ «О ветеранах»: задним числом. До 16 января 1995 года (включительно) для них «стали» актуальны нормы 1989-го, после — 2004-го.




Итак, до монетизации родные погибших получали одинаковые наборы льгот, установленных для участников ВОВ. Теперь же ветеранам Великой Отечественной начали выдавать по 1050 рублей в месяц, а членам семей погибших военнослужащих — по 150. Плюс соцпакет стоимостью 450 рублей, которым было трудно воспользоваться.

18 вдов военных из Воронежа эти правила оспорили. Вера Уварова, председатель областного движения жен погибших военнослужащих, дошла до Конституционного суда. В определении по ее делу (№ 331-О-П от 4 апреля 2007 года) сказано: если жены военнослужащих до 2005 года получили и реализовали право на льготы согласно советскому закону — то ЕДВ меньшего, чем для участников ВОВ, размера им назначать нельзя.

Выходит, родители и вдовы, имевшие до монетизации «большие» льготы (независимо от даты гибели сыновей и мужей), должны получать и «большие» ЕДВ — сегодня это 2547 рублей. Но автоматическое увеличение выплат Пенсионный фонд произвел не всем. Многим выдают 1019,7 рубля (аналог тех 150+450). Дискуссии об этом с участием КС РФ завершились разъяснением: члены семей военнослужащих, погибших или умерших после 16 января 1995 года, к участникам ВОВ не приравнены.

Этой позиции придерживается и отделение ПФР по Воронежской области, судя по ответу начальника отдела социальных выплат Ирины Болквадзе:

— С принятием ФЗ «О ветеранах» Закон СССР от 1 августа 1989 года утратил юридическую силу. Однако из определения Конституционного суда РФ от 4 апреля 2007 года № 331-О-П следует, что родителям и женам погибших военнослужащих, которым ранее предоставлялись льготы на основании указанного Закона СССР, установление ЕДВ следует производить в размере не ниже, чем для участников Великой Отечественной. При этом юридически значимым является факт гибели (смерти) военнослужащего, наступившей до вступления в силу Закона «О ветеранах» (то есть до 16 января 1995 года), при указанных в Законе СССР обстоятельствах.

Вера Кобелева, Елена Чепик и Елизавета Шведова, чьи мужья погибли в начале нулевых — до монетизации, получали натуральные льготы как участники ВОВ и после определения КС по делу Уваровой ждали перерасчета. Через три года отправились в суд. «В областном нам сказали: для вдов, которые обратились в КС, сделали исключение, а вам не положено. Разве Конституция существует для нескольких человек? — удивляются женщины. — Многие наши девочки начинали судиться, но сдались, проиграв в первой инстанции. Мы пойдем до конца».

Дело принципа? Во многом. Но и материальную его сторону не стоит преуменьшать. Обе женщины остались вдовами с двумя несовершеннолетними детьми («Муж погиб в апреле, выплаты детям стали приходить с октября. Моей зарплаты не хватало, бутылки собирали», — вспоминает Елизавета). Обе служили в армии, позже были вынуждены уволиться. Пенсии по случаю потери кормильца получать рано, гражданские специальности забыты — устраивались на работу, как говорит Елена, по принципу «куда возьмут». В итоге оклада даже на оплату квартиры и коммунальных счетов не хватает.

— Приходится слышать: почему вдовы военных ждут от государства денег, их мужья знали, на что шли. Да, но они думали, что в случае чего их родные не будут брошены, — произносит Елена. — Военные мотались по «точкам» с семьями. Быт никакой, зачастую — угроза для жизни. И теперь мы за копейки бьемся…

…Если бы они выиграли суд, компенсации по ЕДВ с 2007 года составили бы около 70 тысяч рублей.

Огонь на себя

По наблюдениям юристов всероссийского фонда «Право Матери», перерасчеты ЕДВ были сделаны в 90 процентах случаев. Но до сих пор борются за свои права родители тех, кого не стало в январе 1995 года — в разгар чеченской кампании. Военные гибли каждый день, а их смерти волей законодателя сделались качественно разными.

— Ребята из одного города погибли в одной операции. Один поздно вечером 16-го, другой — буквально в 00:30 17-го января. Мать второго получает на полторы тысячи рублей меньше, — рассказала юрист фонда «Право Матери» Анна Мукасеева. — Или: мальчик погиб 1 января 1995 года, но удостоверения о праве на льготы его родители не могли получить до 16 января. В таких случаях в Калмыкии, Удмуртии и Владимирской области им не назначали ЕДВ как участникам ВОВ. Мы обратились в исполнительную дирекцию Пенсионного фонда, и вопросы для этих регионов были решены. Сложнее, когда военнослужащие считались пропавшими без вести. Суды, устанавливая их личность, «назначали» датой смерти дату вынесения своего решения. Приходится это оспаривать.

Еще одна проблема — Пенсионный фонд делал перерасчет ЕДВ с 4 апреля 2007 года, когда было вынесено определение КС, а не с 1 января 2005-го, когда началась монетизация. Отсудить компенсации за «выпавшие» годы удалось, по словам Мукасеевой, в Москве и Зеленограде: «По Гражданскому кодексу право восстанавливается с момента его нарушения».

Иногда ПФР отказывается начислять ЕДВ родным погибшего под предлогом того, что по документам он не погиб, а умер. Но обосновать тождественность этих понятий в суде вполне реально.

— Регионы иногда приходится буквально пробивать — кассационными и надзорными жалобами. Часто причина в неправильно составленном иске. Собираясь судиться без помощи юристов — семь раз отмерьте! Услышали на суде непонятное слово — запишите и сразу попросите перенести заседание на другой день, чтобы разобраться, — объяснила Анна Мукасеева. — Ваш проигрыш может стать плохим прецедентом для региона.

Инициатива

На фоне отдельных побед общая несправедливость еще заметнее. В некоторых субъектах Федерации (Свердловская область, Санкт-Петербург) введены меры поддержки для родственников тех военных, что погибли после 16 января 1995-го. Но это не решает проблему в реальном масштабе.

Юристы фонда «Право Матери» предлагают внести изменения в пункт 4 статьи 23.1 Закона «О ветеранах» (указанные ниже суммы подлежат индексации и на данный момент изменены):

4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
<…>

2) участникам Великой Отечественной войны, [членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны — включить] — 2 316 рублей;
<…>

4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, <…> членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, [членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны — исключить], а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда — 927 рублей.
Это предложение поддержал уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Оно направлено в Госдуму и ряд инстанций, обладающих правом законодательной инициативы.

Вероника Марченко, председатель правления фонда «Право Матери»:

— После принятия Конституционным судом определения по жалобе Веры Уваровой категория «члены семьи погибших военнослужащих» разделилась: одни получают 2547,6 рубля, другие — 1019,7 рубля. Разница ощутимая и, по нашему мнению, недопустимая. Статья 19 Конституции РФ запрещает дискриминацию прав по каким-либо обстоятельствам. Тем более — как здесь, внутри одной категории населения. Дата 16 января 1995 года разделяет вооруженный конфликт в Чечне и на прилегающих к ней территориях, длившийся с декабря 1994 по декабрь 1996 года. Пока ФЗ «О ветеранах» не изменен, de jure члены семей военнослужащих, погибших в период действия Закона «О ветеранах», могут получать социальное обеспечение только по статье 21 (которая устанавливает меньший размер ЕДВ). Но de facto они не должны быть дискриминированы.

Справка «РГ»

Фонд «Право Матери» с 1990 года бесплатно консультирует родственников военнослужащих, погибших в мирное время на территории России и СНГ, и представляет их интересы в судах.

Т.Ткачева. “Российская газета-неделя”.

Похожие публикации

Новая система денежного довольствия, часть 2

admin

Повышение пенсионного возраста

admin

Пенсии проиндексируют

admin

Оставить комментарий