С распадом СССР и всей социалистической системы было разрушено не только устройство государства, но и его жизненно важные органы. И одним из них являются вооруженные силы, призванные защищать экономические и политические интересы страны. Кроме проблем с поставкой в армию нового и новейшего вооружения перед армией встала проблема нравственного и патриотического воспитания. Прежняя система такого воспитания, тесно связанная с социалистической идеологией и материалистическим мировоззрением, была отменена.
Высшие военные чиновники, долго не думая, учитывая резкий поворот гражданского руководства страны в сторону религии, взяли под козырек и выбрали ее в качестве новой установки. В результате силовые структуры не только вошли в тесный контакт с основными религиозными организациями страны, но и заключили с ними договоры о сотрудничестве. Забыть им о том, что у нас по Конституции Церковь отделена от государства, помогли опять-таки высшие гражданские руководители страны.
В воинских частях появились священнослужители, которые не только стали проводить богослужения и крестить военнослужащих, но и освящать артиллерийские установки и ракетные комплексы, боевые самолеты и корабли. А на территории воинских частей стали строиться церкви.
В свою очередь, военные власти страны сами стали активно помогать Церкви. И в октябре этого года в Министерстве обороны РФ появилось новое управления – по работе с верующими военнослужащими. Глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов надеется на возрождение института военных священников в армии и на флоте. А в скором времени в войсках появятся духовники Русской православной церкви (РПЦ), и священнослужители других верований, окормляющие военнослужащих.
С 1 декабря 2009 года в войсках введена должность помощника командира части по работе с верующими военнослужащими, на которую будут назначаться священнослужители в качестве гражданского персонала. Священнослужители будут непосредственно подчиняться командирам частей и работать в соответствии с распорядком дня воинской части.
То, что сама Церковь стремится расширить свое влияние на все слои населения, в том числе и на военных, понятно. К этому стремится каждая Церковь, но не всем это дано. Церкви очень повезло, что во главе государства стали люди верующие, к тому же готовые не просто помочь ей, но и сделали ее своей союзницей и идеологической помощницей.
Слова Христа о том, что Богу – божье, а кесарю – кесарево, приобрели сегодня новое неожиданное звучание. Олицетворяющие государство чиновники уже не стесняясь помогают Церкви, а она, в свою очередь, в своих молитвах и проповедях постоянно выражает им свою благодарность, благодарность власть имущим.
Что же даст замещение политработников попами? Станет ли наша армия более боеспособной, по крайней мере, исчезнет ли дедовщина? Какую помощь надеются получить от Церкви светские власти, допуская проникновение ее служителей в силовые структуры? Прежде всего высшие чиновники рассчитывают наладить дисциплину в армии, поднять ее духовность, моральный уровень, улучшить патриотическое воспитание. А часть руководства нашей армии, в одночасье став верующими, теперь надеется не на своих солдат и офицеров, не на их боевую выучку, а на Бога и его помощников – священнослужителей.
Стремясь заручиться помощью Бога, командование разрешает проводить коллективные молитвы и освящать корабли, самолеты и ракеты. Печальный опыт гибели подводной лодки «Курск», подвергшейся освящению, видимо, ничему не научил военные власти. Они даже не спросили у священников, почему их Бог не помог лодке, которую они освятили, не спас людей.
НЕПОНЯТНЫЕ НАДЕЖДЫ
На чем же основаны эти благостные ожидания гражданской и военной власти, имеют ли они под собой сколько-нибудь надежный фундамент? Может быть, до прихода к власти большевиков Церковь помогала армии воевать, укрепляла ее дух? Увы, нет. В царской армии священнослужители не оказывали сколько-нибудь заметного влияния на ход сражений. Успех военных операций определяли не попы и их молитвы Богу о победе, а хорошо вооруженные, обученные и сытые солдаты. И если солдат плохо кормили, если они были плохо одеты, обуты и плохо вооружены, то молитвы Богу и святым угодникам помочь никак не могли.
Армейские священнослужители, например, ничем не проявили себя в последних военных кампаниях царской России – 1905 и 1914 годов. О том, что они не пользовались авторитетом, не имели никакого влияния на солдат, свидетельствует то, что они не смогли предотвратить развала армии и революционное в ней движение, что привело, в конечном счете, к переходу армии на сторону большевиков и к гражданской войне.
НУЖНЫ ЛИ НАМ ВОЕННЫЕ КАПЕЛЛАНЫ?
Основная работа священнослужителей, в том числе и в армии, состоит в пропаганде веры в Бога. Причем не в любого Бога, а только в христианского. Но и здесь не все просто, потому что РПЦ требует, чтобы люди верили в этого Бога так, как это соответствует православному учению. Потому что инославные вероучения – католическое и протестантские – являются ошибочными, неверными. Важно отметить и то, что в известном девизе РПЦ «За Веру, царя и Отечество!» «Отечество» стоит на последнем месте!
Что же касается других религий, то православные попы никогда не упоминают других «единых» Богов – творцов мира, например, еврейского Яхве или мусульманского Аллаха, делая вид, что они не существуют. Хотя официальные лица церквей утверждают, что между ними нет противоречий, что они уважают друг друга, на деле это не так. За внешней показной вежливостью скрывается неприязненное отношение друг к другу, приводящее подчас к физическому насилию и боевым действиям, что заложено в самих их вероучениях.
Так, иудаизм признает Богом только Яхве и не признают Бога Христа и Бога Аллаха, для христиан есть только один Бог – Христос, а о существовании великого Бога Аллаха они и слышать не хотят. В свою очередь, мусульмане поклоняются славному Богу Аллаху («Нет Бога, кроме Аллаха…»), а утверждение большинства христиан, что Христос – Бог, для них является кощунством. Так создается отчуждение людей по признаку отношения их к религии. Даже сегодня, в ХХI веке, христиане бьют и даже убивают мусульман и иудеев, мусульмане разрушают христианские храмы, а индуисты нападают на мусульман.
Отдельно следует сказать об отношении Церкви к здравомыслию. Прошло более двух тысяч лет с возникновения христианства, но его отношение к разуму осталось неизменным – Церковь и сегодня выступает против здравого смысла. Она учит не доверять своему разуму: «надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой», – говорит Библия (Притчи 3:5, 6). И дальше: «Кто надеется на себя, тот глуп…» (Притчи 28:26). Религия (иудаизм, христианство) призывает поменьше читать книг: «Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела» (Екклезиаст 12:12).
Служители культа всегда распространяли невежественные, фантастические сведения о Земле, природе и человеке. Церковь выступала и продолжает выступать против науки и научных знаний, против образования и культуры. Многие столетия этим занималась не только католическая, но православная Церковь. А один из основателей протестантизма – Мартин Лютер – заявлял: «Глупо и нечестиво считать, будто Земля движется вокруг Солнца, ибо Иисус Навин сказал Солнцу: «Остановись!» (Ис. Нав. 10:12–13). То, что Солнце движется вокруг Земли, следует из буквального прочтения Библии. И ни иудейская, ни христианские Церкви и сегодня не спешат заявить, что это не так, что Библия (а значит, и Тора) ошибается.
Христианство (в том числе православие) и сегодня отрицает данные науки, неоспоримо свидетельствующие об эволюции животного и растительного миров, об эволюции человека. И особенно упорствуют в этом православие, ведущая роль в котором принадлежит РПЦ. Противодействуя науке, христиане даже создали свою «науку» – креационизм, пытающийся доказать, что Бог (который по учению католической и православной Церкви состоит из целых трех богов!) создал наш мир. При этом РПЦ уже открыто лягает науку, в частности эволюционное учение, объявляя его ложью.
А теперь о религиозной морали, которую церковники и их покровители в правительстве и Думе считают панацеей от всех бед.
Сегодня в период становления у нас капиталистического общества, в котором главное – прибыль (нажива) и где каждый сам за себя, для воспитания наших воинов решающее значение имеет мотивация: умирать ли за Родину или нет. А если умирать, то почему именно им? Что же им предлагает Церковь?
Главное для Церкви – не любовь к своему Отечеству, своему народу, не защита государства, а любовь к Богу. Выступая 30 января 2006 года в Государственном Кремлевском дворце на открытии XIV Рождественских чтений, тогдашний глава РПЦ Патриарх Алексий заявил, что задачей этих чтений является воспитание молодежи «в духе высоких идеалов служения Богу».
В «Молитве против супостатов» («Православный молитвослов для военнослужащих» (АНО «Христианский культурный центр», СПб., 2007, с.127) вместо того, чтобы просить у всесильного и всемилосердного Бога победы над врагом, избегания ран и смерти в праведной битве защитников земли российской, РПЦ предлагает… «положити на брани души своя за веру» (естественно, православную)!
А за это попы будут просить Бога… нет, не даровать им вечную райскую жизнь, а всего лишь простить их грехи («тем прости согрешения их»). А на вечную жизнь в раю они могут лишь надеяться – «умрети с твердой верою и надеждою вечной блаженной жизни…» («Молитва перед сражением»).
Сегодня попы не только не осуждают войну, но и кощунственно высказывают традиционную для РПЦ точку зрения о том, что война (в том числе Великая Отечественная) – это… благо для людей! Протоиерей Василий Преображенский поучает: «Мы, безусловно, веруем: исход всех событий – и малых, и великих – предопределен Богом…»
Вдумайся, читатель, в следующие глумливые слова этого слуги Божьего: «война является одним из способов, посредством которого Провидение ведет род человеческий к миру и спасению… Война установлена Богом (попущена им) прежде всего ради общенародного и общечеловеческого вразумления…» Это значит, что человек должен поверить, что его самого, его родных и близких убивают, бьют, издеваются для… его же собственного блага!!!
Эти слова являются выражением антирусской позиции архиепископа Филарета, изложенной в «Истории русской Церкви», согласно которой по плану «всемудрого господа Бога» иго монголов было мерою любви (!) врачующей нравственные болезни русского народа. Но и этого ему показалось мало! Далее он выражает сожаление по поводу того, что не по всем русским землям пронесся ураган Батыева погрома, что не все русские города сожжены и вырезаны!!!
Не менее бесчеловечен и ответ на вопрос о том, почему Бог наказывает невинных людей, в том числе стариков и детей, болезнями. Ответ поражает своей циничностью: «Болезни, – говорит святитель Василий Великий, – в городах и народах, засухи, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое подобное зло посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол» («Догматическое богословие», М., 1997, с. 258).
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО, СВЕТСКАЯ АРМИЯ
Так нужен ли нашей армии такой союзник, как Церковь? Ответ, по-моему, однозначен: нет, мы прекрасно обойдемся и без нее! 70-летний опыт СССР показал, что без служителей Церкви государство и его армия могут обходиться прекрасно. Наш народ выдержал самую разрушительную и ужасную войну, которая когда-либо происходила на Земле. А ведь вся верхушка советской власти, большинство военачальников были неверующими, но это не помешало нашему народу победить. Отсутствие веры в Бога (богов) не помешало политработникам вести патриотическую работу и воодушевлять бойцов на разгром фашистской армии.
Хотя монотеистические религии и имеют моральные нормы, но они не имеют главного – понятия о социальной справедливости! Этого понятия нет в перечне учений ни одной религии. А в основе морали этих религий лежит требование признания в качестве единственного божества бога данной религии. Христианство оправдывает несправедливость мира: «Ибо то угодно (Богу), если кто помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Петра 2:19) и «…если, делая добро и страдая, терпите (страдания), это угодно Богу (1 Петра 2:20).
Несправедливые страдания – это всего лишь испытания веры человека на твердость и совершенство с помощью искушений. Без этих испытаний человек недостоин спасения души и жизни вечной (1 Петра 1:6,7,9). Поэтому искушения, например в виде издевательства господ или любой другой несправедливости, надо принимать «с великой радостью» (1 Иакова 1:2-14)! Таким образом, несправедливость, царящая в мире, объявляется нормальным явлением, необходимым Богу! А вот протест против несправедливости – ересь.
Оседлав школу, внедрив в нее под видом культурологического предмета основы православного богословия, РПЦ стремится заложить основы религиозного (а точнее, православного) мировоззрения наших детей. Продолжением этого процесса религиозного воспитания Церковь теперь занимается в армии и в высшей школе, куда она тоже сегодня стремится проникнуть. Таким образом РПЦ создает непрерывный процесс удержания наших граждан под своим влиянием, что обеспечивает ей средства к существованию и реальную власть над душами людей.
Пытаясь доказать необходимость внедрения в армию религиозных институтов, церковники идут даже на обман. Так, протоиерей Димитрий Смирнов – председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, заявил в ноябре 2004 года, что будто бы Россия за годы советской власти в духовно-нравственном отношении потеряла очень многое из того, что скопила за века своего существования.
На деле же она ничего не потеряла, а даже приобрела, и об этом свидетельствует высокий морально-патриотический дух наших воинов в годы Великой Отечественной войны, а главное – наша победа над фашистской Германией и милитаристской Японией. Кстати, нелишне напомнить, что немецкие солдаты захватывали наши земли и убивали наших граждан, включая женщин, детей и стариков, под девизом «Gott mit uns!» («Бог с нами!»), обращенным к тому же Богу, которому молились наши православные верующие и сама РПЦ! Есть о чем подумать…
Сегодня РПЦ активно добивается отмены призыва в армию своих служителей или, по крайней мере, отсрочки для них. Никаких отсрочек для служителей культа от призыва в армию, никаких исключений для них быть не должно – закон для всех граждан России один! Церковь – это общественная организация, и она должны уважать и выполнять законы нашей страны. В годы советской власти Православная церковь не позволяла себе даже заикаться об этом.
Пытались уклоняться от службы в армии лишь баптисты и пятидесятники. Сегодня найден аргумент, который в годы советской власти РПЦ приводить не осмеливалась: игумен Савва Молчанов, сотрудник Синодального отдела (военного отдела) РПЦ по взаимодействию с ВС, заявил, что призыв священников в армию вступает в противоречие с 83-м пунктом древних Апостольских правил (!), который «запрещает упражняться в воинском деле». Сегодня поддерживаемое властями руководство РПЦ требует от государства все новых поблажек…
Вывод. Для нужд армии, для военно-психологической подготовки и воспитания патриотизма у солдат и офицеров нужно использовать только офицеров-воспитателей с психологическим образованием! А для удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих за пределами воинских частей, но не их территории, допустимо иметь священнослужителей разных конфессий. Раздельное расположение военнослужащих и культовых учреждений важно потому, что по Конституции Церковь у нас отделена от государства, а религия – частное дело его граждан.
Военное руководство обратилось явно не к тем, кто может воспитать защитников Родины…
М.Богословский. “Независимое военное обозрение”.
1 комментарий
Бред, а не статья! Человек оторван от армии и не представляет, что нужно солдату! В условиях современной бездуховности, православие вижу единственной возможностью хоть как то изменить ситуацию! Автор, критикуя ничего не предлагает. Офицеры-воспитатели не справились, как были посмешищем в советское время, так ими и остаются.