«Труду» стали известны детали закупки новых вооружений для армии в рамках программы гособоронзаказа до 2020 года. В общих расходах на оборону на ближайшие 10 лет больше всего средств предусмотрено на перевооружение ВМФ. «Из 19 триллионов рублей, выделенных в бюджете до 2020 года на закупку новых вооружений, на долю флота приходится 5 триллионов, что значительно больше, чем на любой другой вид Вооруженных сил», — рассказал «Труду» военный эксперт, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
За всю историю постсоветской России флот впервые получает приоритетное развитие. Ведь за последние 20 лет он пополнился всего четырьмя кораблями, причем один из них — предназначенный для Балтийского флота сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» — строился целых десять лет и вошел в строй только в прошлом году, но в итоге его проект был признан неудачным, и теперь корабли такого класса сняты с серийного производства.
По планам, ВМФ получит сразу 36 атомных и дизельных подводных лодок и не менее 40 надводных кораблей, причем это будут корабли принципиально новых моделей, выполненных по технологии «стелс».
«Резко усилившееся внимание к флоту объясняется тем, что военно-политическое руководство России, судя по всему, пришло к выводу, что морская мощь государства важнее сухопутной силы», — заявил «Труду» бывший первый замглавкома ВМФ адмирал флота Иван Капитанец.
Действительно, премьер Владимир Путин заявлял, что именно ВМФ нуждается в многолетней программе развития. «Она должна опираться на объективные потребности флота. Учитывать задачи, которые перед ним стоят сегодня или на базе прогноза возникнут в перспективе 30 лет», — сказал он на совещании по вопросам ОПК в Петербурге.
Иван Капитанец считает, что идея сделать флот приоритетом — правильная. По мнению ряда экспертов, эпоха глобальных сражений и побед на суше закончилась сразу после Второй мировой войны, а в ХХI веке вообще все острые геополитические конфликты решаются только с помощью военно-морской силы.
«Вот посмотрите, американцы всего за 74 дня — с 24 марта по 10 июня 1999 года — легко разбили с моря Югославию, обладавшую сильной сухопутной армией, — привел пример Капитанец. — При этом в ходе операции американские военные не нарушили границ этой страны».
С тем, что флоту отводится главенствующая роль в структуре Вооруженных сил, согласны не все специалисты. Например, глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что сухопутные войска в такой континентальной стране, как Россия, недооценивать нельзя.
Новые задачи моряков
Аналитики выделяют четыре ситуации, в которых Россия может полагаться исключительно на свою морскую мощь и где сухопутное оружие бесполезно.
Первая — охрана идущих по дну морей нефте- и газопроводов, а также намеченных к разработке углеводородных месторождений на морских шельфах.
Вторая — обеспечение безопасности на морских торговых коммуникациях (борьба с пиратством). Третья — создание военного равновесия на тех рубежах обороны страны, где этой цели в принципе невозможно добиться с помощью сухопутных группировок. Это прежде всего китайское направление. На границе по Амуру и Уссури мы им ничего противопоставить не можем, так как численность сухопутных войск Китая только в приграничных с Россией регионах в два раза больше всей миллионной российской армии.
К тому же сухопутная армия КНР вооружена самым современным оружием, зато флот у нее слабый. Наш Тихоокеанский флот даже в нынешнем, далеко не совершенном виде по боевому потенциалу в разы превосходит китайский.
И, наконец, последняя причина — демонстрация российского Андреевского флага в тех частях планеты, где нам важно обозначить свое влияние. Это в первую очередь Латинская Америка (Венесуэла, Куба) и Ближний Восток (Сирия), Юго-Восточная Азия (Вьетнам).
С военной точки зрения заходы наших кораблей в порты этих стран никакого значения не имеют, зато благодаря таким визитам местные правящие режимы еще охотнее идут на сближение с Россией, в частности подписывают выгодные для нас контракты на покупку оружия. Например, наш военный экспорт во Вьетнам за последние два года оценивается в 4 млрд. долларов: это 4 сторожевых корабля типа «Гепард», 6 дизельных подводных лодок «Варшавянка», 30 истребителей Су-30, крупная партия вертолетов Ми-17.
Кстати, ровно ту же цель — бессмысленную с военной точки зрения, но, очевидно, важную для моральной поддержки Грузии — имел в августе 2008 года заход в Черное море отряда 7 кораблей НАТО. Как утверждают специалисты, все они без особого труда могли быть уничтожены нашей штурмовой авиацией, так как находились корабли безрассудно близко от наших военных баз.
Америка больше не противник
По новой российской морской концепции США нам больше не противник. В соответствии с ней больше не будут строиться и корабли узкой специализации — большие противолодочные (БПК) и «убийцы авианосцев». Основными силами флота становятся 5 классов кораблей.
Стратегические атомные подводные лодки, входящие в силы ядерного сдерживания. По планам Минобороны до 2020 года будут закуплены 8 абсолютно новых лодок проекта «Борей» с ракетами «Булава». Одна из них — «Юрий Долгорукий» — уже спущена на воду.
Далее — 22 многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки с торпедами и крылатыми ракетами. Они предназначены для охраны и сопровождения подводных «стратегов». Одна многоцелевая АПЛ — «Северодвинск» — уже построена.
Третий класс — фрегаты. Их будет спущено 12, строительство первого — «Адмирал Горшков» — сейчас заканчивается на заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Это корабли дальней морской зоны, рассчитанные на 5–10 тысяч километров.
Также до 2020 года будет построено 20 корветов ближней морской зоны (2–5 тысяч километров). Уже введен в строй головной корабль этой серии — «Стерегущий», еще четыре заложено на заводе.
Последний класс — десантные корабли. Будет введено в строй 10 новых кораблей этого типа. Среди них — 4 универсальных десантных корабля типа «Мистраль», два из которых мы покупаем у Франции, еще два будет сами делать по лицензии. Остальные 6 — корабли нашей оригинальной конструкции, головной из них — «Иван Грен» — находится в начальной стадии строительства на заводе «Янтарь» в Калининграде.
Поворот на Тихий океан
Кардинальному пересмотру подверглась в последнее время и роль каждого из четырех имеющихся у нас флотов — Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского. Все они в октябре 2010 года вошли в состав новых укрупненных военных округов — Западного, Южного, Восточного, но при этом остались самостоятельными структурами.
Самым мощным флотом в России становится Тихоокеанский (ТОФ), который сейчас по боевому потенциалу считается вторым после Северного. Он получит больше всего крупных надводных кораблей и половину всех атомных подводных лодок.
Изменятся и задачи флота. Он становится нашей главной и единственной силой по сдерживанию экспансионистских устремлений Китая. Второй его потенциальный противник — Япония, претендующая на Курильские острова. Кстати, первый из полученных нами от Франции «Мистралей» планируется использовать для патрульных рейдов как раз в районе Южных Курил.
На Северном флоте (СФ) сосредоточены все основные тяжелые морские вооружения — авианосец «Адмирал Кузнецов», атомный крейсер «Петр Великий», 80% стратегических атомных подлодок.
Теперь за СФ останется лишь роль одной из двух главных баз АПЛ стратегического назначения, которым будут приданы 2–3 фрегата и 5–6 корветов. «Петр Великий» будет совершать преимущественно демонстрационные визиты в дружественные нам страны, судьба же «Кузнецова» пока не ясна, так как в Северном регионе ему делать нечего, а на других флотах для авианосца нет необходимой береговой инфраструктуры.
Для охраны нефтегазовых месторождений в Баренцевом и Карском морях сейчас начато строительство небольших кораблей с усиленной ледовой защитой.
Черноморский флот (ЧФ) подвергнется за ближайшие 3–4 года самому радикальному обновлению. В его состав войдет сразу 18 новых кораблей, но все они будут с небольшим радиусом действия. Это 6 дизельных подводных лодок «Лада» и «Варшавянка» и 12 корветов и десантных кораблей. При этом главной ударной силой ЧФ остается ракетный крейсер «Москва».
Периодически из уст экспертов звучат мысли о том, зачем вообще России нужен флот в Черном море. Тем более что это фактически внутренняя акватория небольшого числа стран. Да и возможности ЧФ довольно скромные.
Тем не менее ЧФ в современных выполняет две важные функции- контроль над Грузией и охрану трубопровода «Южный поток». Также к ЧФ будет приписан один из «Мистралей», которому поручат борьбу с сомалийскими пиратами.
Балтийский флот фактически превратится в прибрежную флотилию. Все крупные корабли из него уже передаются в Севастополь, а из новых он получит 2–3 корвета. На Балтике нам воевать не с кем, флот будет заниматься лишь охраной трубы «Северного потока». С этой целью на БФ увеличат
численность морского спецназа — пловцов, обученных ловить диверсантов.
Флот СССР погубила гигантомания
Во времена Советского Союза наши корабли на равных соперничали в океане с флотом США. Это нас и погубило: мы не могли бесконечно выдерживать гонку вооружений.
До Великой Отечественной войны СССР имел слабый Военно-морской флот, состоявший в основном из кораблей еще дореволюционной постройки. В послевоенный период были приняты четыре десятилетние кораблестроительные программы, причем новое строительство финансировалось вне общих расходов Минобороны, а было выделено отдельной строкой в бюджете.
Наиболее бурно флот развивался с середины 1960-х вплоть до 1986 года, когда закончилась последняя программа. Основной упор делался на ввод в строй атомных подводных ракетоносцев и больших надводных кораблей океанского класса.
«Во времена СССР ВМФ имел только одного глобального противника — США — и развивался как ответ на их вызовы, — рассказал „Труду“ адмирал флота Иван Капитанец, возглавлявший в прошлом Балтийский и Северный флоты и закончивший службу в должности первого замглавкома ВМФ СССР. — Американцы в 1970–1980-х годах резко нарастили группировку атомных подводных лодок с ядерными межконтинентальными ракетами — мы в ответ стали усиленно строить противолодочные корабли, которых у нас было больше всех в мире».
США окружили Советский Союз мощными авианосцами — мы ответили на это созданием класса кораблей — «убийц авианосцев», вооруженных крылатыми ракетами «Гранит». Это подводные лодки проекта «Антей» (самая известная из них — «Курск», взорвавшийся в 2000 году) и тяжелые атомные крейсеры проекта «Орлан».
По своему совокупному боевому потенциалу советский флот был вторым после ВМС США. Советское время было отмечено созданием нескольких подводных лодок, установивших мировые рекорды. Самой большой в мире считалась АПЛ проекта 941 «Акула» (подводное водоизмещение — 48 тысяч тонн), самой быстрой — лодка проекта 661 «Анчар» (развивала скорость до 44,7 узла), самой глубоководной — АПЛ проекта 685 «Плавник» (погружалась на 1,2 километра).
Идеологом концепции атомного океанского флота считается адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков, возглавлявший ВМФ целых 30 лет — с 1956 по 1985 год.
В последние годы существования СССР советские руководители, по мнению экспертов, слишком увлеклись гигантоманией, взявшись за строительство огромных и супердорогих кораблей. К числу таких неподъемных для страны проектов можно отнести по-стройку тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Киев», которые так и не были доведены до заданных технических параметров и большую часть времени провели не в плавании, а на рейде в своих базах.
Еще один гигант — большой десантный корабль «Иван Рогов», который нес в своих трюмах катера на воздушной подушке, — также практически сгнил в базе. Он не участвовал в крупных военно-морских учениях.
Последним советским проектом стал как раз «убийца авианосцев» — атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который первоначально назывался «Андропов».
М.Луканин. ”Труд”.