Администрация президента готовит проект указа главы государства Дмитрия Медведева о включении в состав Государственного антинаркотического комитета (ГАК) представителя военного ведомства. По всей видимости, этим представителем станет начальник Генерального штаба Вооруженных сил Николай Макаров. Именно на армию руководство страны намерено возложить функции по борьбе с организованными вооруженными группировками, осуществляющими из Афганистана наркотрафик через соседние страны СНГ в Россию и Европу. А Генштаб будет руководить данным процессом. Такую информацию предоставил «НГ» источник в Кремле.
«Это парадокс: в нынешнем составе ГАК представлены почти все министерства вплоть до спортивных и оздоровительных, однако чиновников военного ведомства там нет, – поделился своим мнением с «НГ» офицер Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), который попросил не называть его фамилию. – Хотя по опыту многих стран Латинской Америки и Южной Европы именно хорошо вооруженные войска и военный флот помогают полиции бороться с бандами наркокартелей».
Как подчеркнул собеседник «НГ», у ФСКН нет специальных сил, способных бороться с крупными организованными наркобандами, и здесь свою роль должны сыграть армия и флот. Офицер сослался на заявление председателя ГАК, директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова, который в минувшую пятницу сказал о необходимости «сформировать антинаркотические силы в Минобороны с тем, чтобы использовать возможности военного ведомства в противостоянии масштабному наркотрафику».
По мнению Иванова, это обусловлено тем, что «наркопреступники все чаще используют огнестрельное оружие, в том числе автоматическое, и гранатометы». Военные подразделения могли бы выполнять как аналитические функции, так и силовые, считает глава ФСКН.
Виктор Иванов уже не первый раз выступает за привлечение армии к борьбе с организованной наркопреступностью. Как известно, в конце июня этого года он высказался за появление на юге Киргизии новой российской военной базы для борьбы с наркотрафиком. И в настоящий момент руководство Минобороны уже ведет переговоры по этой проблеме с киргизской стороной. Правда, полномочия и функции российского военного объекта, который планируется развернуть в Киргизии, будут шире. Хотя вполне вероятно, что российские войска будут готовы к борьбе и с организованными наркобандами.
Официальной реакции Минобороны на инициативы главы ФСКН по привлечению армии к антинаркотической борьбе пока не поступало. Впрочем, в экспертном сообществе существует единое мнение, что руководство военного ведомства не будет против наделения его такими дополнительными полномочиями. Даже более того – один из офицеров Главкомата Военно-воздушных сил в беседе с «НГ» не исключил, что «в случае принятия политического решения военная авиация готова бороться с посевами мака и фабриками по его переработке в опиум и героин на территории Афганистана».
По его словам, такие учебно-боевые задачи уже отрабатываются. В том числе их отработка велась на завершившихся в минувшую субботу в Казахстане антитеррористических учениях шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия-2010», на которых побывал вместе с коллегами по ШОС министр обороны России Анатолий Сердюков.
Как считает постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, инициативы Виктора Иванова о привлечении войск к борьбе с организованной наркопреступностью «весьма актуальны». Он уверен, что Российская армия могла бы сыграть важную роль в укреплении государственной границы РФ с другими странами СНГ. Это тем более значимо, «поскольку войска НАТО уделяют недостаточно внимания борьбе с наркотиками в Афганистане».
Генерал-полковник Леонид Ивашов, который долгое время возглавлял в Минобороны Главное управление международного военного сотрудничества, также считает, что участие военного ведомства в борьбе с наркокартелями – «вполне разумное и насущное явление». По его мнению, армия будет заниматься здесь вполне конкретными делами, связанными с укреплением безопасности государства. Тем более в составе Генштаба, он считает, есть дееспособные и эффективные разведывательные структуры, которые также могут внести весомый вклад в борьбу с наркотрафиком.
В.Мухин. “Независимая газета”.