В самый разгар осеннего призыва, начавшегося 1 октября, Министерство обороны подвело промежуточные итоги. Призвать в вооруженные силы предстоит 278,8 тыс. молодых людей, на сегодняшний день «забрито» 202 тыс., отправлено в войска около половины — 138,5 тыс. «Призыв идет по плану и, безусловно, будет выполнен полностью», — заверил в конце минувшей недели заместитель начальника Генерального штаба — начальник Главного организационно-мобилизационного управления генерал-полковник Василий Смирнов.
Осенняя призывная кампания заканчивается 31 декабря. Главная ее особенность — в составе призывных комиссий впервые работает более 900 представителей общественных организаций. Речь идет об их полноценном участии в контроле за призывом. В этой работе могут также впервые участвовать родители новобранцев. И уже более 10 тыс. родителей воспользовались такой возможностью. Более того, родители при желании могут сопровождать своих сыновей до контрольно-пропускного пункта воинской части. Например, полсотни призывников-москвичей поехали в субботу в Севастополь на Черноморский флот в сопровождении своих близких родственников.
Этой осенью, заявляет Генштаб, значительно меньше уклонистов — «всего» 8,8 тыс. человек. Для сравнения: в прошлый осенний призыв их было 11,9 тыс. человек. У молодых людей постепенно меняется мотивация, говорят военные. По данным Министерства обороны, более 62% опрошенных призывников положительно относятся к службе в армии. Осенью прошлого года таких новобранцев было меньше половины. Увеличивается число призывников, имеющих спортивные разряды (в этом году их уже 3%) и высшее образование (16% от количества призванных).
Качеству призывников будет способствовать и мера, введенная в ракетных войсках стратегического назначения: с 2011 года там начнут тестировать военнослужащих на употребление наркотиков. Тестирование будет проходить дважды в год и затронет весь личный состав, в том числе контрактников. По решению командира тестированию могут подвергнуть и гражданский персонал, привлекаемый к несению боевого дежурства. При отказе проходить тестирование будет проводиться разбирательство
Применяемые для тестирования аппараты способны выявить следы наркотических веществ даже через год после употребления. Аппаратура уже направлена во все медицинские учреждения ракетных дивизий, вузов и полигона. Результаты проверок могут повлиять на продвижение по службе или привести к досрочному увольнению со службы.
В эту призывную кампанию вновь всплыла тема иностранных наемников для службы в российской армии. Генерал Смирнов подтвердил: граждане любой страны в возрасте от 18 до 30 лет, знающие русский язык и прошедшие дактилоскопию, могут пойти на службу в российские вооруженные силы. В отличие от россиян, которые подписывают контракт на три года, иностранцы будут подписывать его минимум на пять лет. Добровольцам-иностранцам не требуется иметь российский паспорт и даже документы об образовании.
Иностранные граждане в российской армии не будут принимать военную присягу, достаточно контракта, где прописано требование соблюдать российскую Конституцию и беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников. После трех лет службы в армии или на флоте иностранный гражданин имеет право получить российский паспорт.
В Вооруженных силах России первые иностранные граждане появились в 2004 году. Минобороны рассчитывало, что в условиях демографического кризиса в стране иностранцы пополнят ряды военнослужащих-контрактников. Однако за это время количество иностранных наемников не превышало 300—350 человек. По последним данным, в российской армии служат по контракту 340 человек из стран СНГ, в том числе 103 таджика, 69 узбеков, 42 украинца. Военное ведомство пока не планирует приглашать иностранных специалистов на офицерские должности.
По-прежнему острой остается проблема российских контрактников. Сегодня в российской армии контрактников около 20% от общего числа военнослужащих. Их количество со временем планируют увеличивать, проходить службу они будут в первую очередь на должностях, связанных с поддержанием боевой готовности. В этой сфере ожидается нововведение. С 2016 года военное ведомство собирается ввести институт контрактников-резервистов.
По сути, замышляется новая система подготовки резервистов — военнослужащих для мобилизационного резерва будут готовить на контрактной основе. Военнослужащий срочной службы после ее окончания может заключить контракт и продолжить службу в резерве, получая при этом соответствующую зарплату.
Сегодня срочники, отслужив, становятся военнослужащими запаса, они обязаны участвовать в периодических военных сборах. Аналогичная система действует и в отношении контрактников, уволившихся по истечении контракта. Новые же резервисты будут приписаны к конкретным воинским частям, при первой необходимости они должны будут туда явиться и начать службу по специальности. Военные не уточняют, каким образом будет работать этот институт и за что контрактники-резервисты будут получать свою заработную плату.
Минобороны идет на риск
Министерство обороны внесло предложение президенту России о создании отдельной структуры, отвечающей за заказы и сопровождение прорывных высокорискованных исследований в интересах обороны и безопасности. Об этом заявил помощник президента Аркадий Дворкович. Структура должна стать национальным аналогом американского управления перспективных исследовательских проектов минобороны (DARPA) для разработки прорывных, революционных видов вооружений и военной техники.
Такое поручение для российского Министерства обороны было оформлено по итогам октябрьского заседания президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию. Предложения российских военных анализируются в администрации президента. Они будут представлены в виде доклада президенту как верховному главнокомандующему и в ближайшее время он примет по ним решение, сообщил г-н Дворкович.
Н.Поросков. “Время новостей”.