История с перебежчиком из Службы внешней разведки Александром Потеевым, сдавшим властям США российских агентов-нелегалов, открыла новые проблемы в главном разведывательном ведомстве страны: По одной из версий, полковник начал сотрудничать с западными спецслужбами после того, как в его квартиру в Москве ворвались неизвестные преступники в масках.
Как удалось выяснить «Росбалту», за последние годы в столице зафиксировано более 30-ти случаев, когда от рук неизвестных пострадали сами служащие СВР и их родственники. Причем часть преступлений была совершена в ведомственных домах, которые никем не охраняются. Разведчики говорят о том, что не чувствуют себя защищенными на территории России, а информации о возможных предателях руководство не уделяет должного внимания.
«Росбалту» удалось ознакомиться со списком преступлений, совершенных в отношении сотрудников СВР и их родственников за последние годы в Москве. Часть эпизодов (как, например угоны автотранспорта) явно относятся к обычному криминалу. Однако многие истории вызывают серьезные сомнения в том, что речь идет о действиях рядовых злоумышленников.
Первое настораживающее преступление было совершено 19 июня 2000 года. Тогда на улице Старый Гай был обнаружен труп 54-летнего подполковника, эксперта СВР Горшкова. Мужчина скончался от удара ножом в шею. Это преступление так и не было раскрыто.
С 2002 года нападения на разведчиков стали происходить практически постоянно. В июне 2002 года на улице Демьяна Бедного неизвестные избили 55-летнего сотрудника СВР и отобрали у него дипломат с удостоверением и служебными документами. Утром 25 января 2003 года на квартиру полковника СВР Александра Потеева, расположенную в одном из домов на Крылатских холмах, было совершено нападение. Прибывшим на место оперативникам Потеевы рассказали следующую версию. Около 7:00 в квартиру позвонили неизвестные, представились сотрудниками милиции, попросили открыть дверь.
Затем в помещение ворвались двое мужчин в камуфляже и с черными масками на лицах. Оба злоумышленника сжимали в руках пистолеты. Они избили Александра Потеева и его сына Владимира (тогда он учился на 4-ом курсе университета), связали их скотчем, после чего принялись обыскивать комнаты. Налетчики забрали $3300 и 30 тыс. рублей. Найти преступников тогда, так и не удалось. Источник «Росбалта» считает, что нападение являлось одним из этапов по вербовке Александра Потеева. После этого случая он и начал работать на западные спецслужбы.
Второго апреля 2003 года неизвестные выбили дверь в квартире на улице Полярная прапорщика-секретчика СВР и вынесли оттуда все, что только можно. 22 октября 2003 года преступники проникли в квартиру начальника отдела СВР на улице Писцовая. 27 апреля 2004 года злоумышленники пробили воздуховод и забрались в одну из комнат квартиры на Мичуринском проспекте (ведомственный дом СВР). В этой квартире проживал 52-летний сотрудник СВР. Злоумышленники забрали ноутбук разведчика.
1 октября 2004 года на Изумрудной улице неизвестные отобрали дипломат у 53-летнего старшего референта СВР. 20 апреля 2005 года преступники на Перервинском бульваре напали на 35-летнего разведчика. 23 января 2005 года неизвестные через воздуховод проникли в квартиру сотрудника СВР на Мичуринском проспекте (ведомственный дом). Они забрали документы, 62 тыс. рублей и $650.
30 июня и 19 июля у ведомственного дома на Мичуринском проспекте был избит и облит кислотой сын одного из высокопоставленных сотрудников СВР. 7 января 2006 года злоумышленники взломали дверь квартиры на Мичуринском проспекте (ведомственный дом) 48-летнего начальника одного из направлений СВР. Преступники унесли с собой сейф разведчика. За последние четыре года сотрудники Службы внешней разведки также неоднократно подвергались нападениям неизвестных.
Корреспонденту «Росбалту» удалось пообщаться с некоторыми из пострадавших, которые просили не называть их фамилий. «Сейчас сложилась такая обстановка, что мы, работая за границей, чувствуем себя в большей безопасности, чем в России, — рассказал «Росбалту» один из теперь уже бывших разведчиков. — Там, помимо прикрытия, постоянно осуществляется работа по физической защите сотрудников. Этим занимается спецподразделение СВР «Заслон», которое также отвечает и за безопасность дипмиссий.
А в Москве за нашу безопасность должен отвечать центр собственной безопасности (ЦСБ) СВР, однако защищенными мы себя не чувствуем. В тех же ведомственных домах охрана была до 2001 года, потом ее почему-то сняли. Вы можете себе представить, чтобы на Западе вооруженные люди в масках ворвались в квартиру человека, отвечающего за агентурную сеть? Или преступники пробрались в служебную квартиру замначальника отдела (такой должности соответствует пост начальника направления) разведывательного ведомства и вынесли сейф?»
Собеседники «Росбалта» говорят о том, что в центре собственной безопасности СВР работает довольно много бывших сотрудников МВД РФ, которые стараются все случаи нападений на разведчиков выдать за обычный криминал. «Им невыгодно разбираться во всех этих историях, признавать свои упущения, искать истинные причины нападений на сотрудников СВР, — отметил один из источников агентства. — Гораздо проще доложить руководству, что нападение совершили с целью ограбления рядовые преступники».
Как рассказал «Росбалту» еще один потерпевший, его отец занимал ответственный пост в СВР. В 2005 году он участвовал в переговорах с одним иностранным государством о закупке у России нескольких партий военной техники на крупную сумму. На этот же контракт претендовал и ряд западных стран, спецслужбы которых отслеживали ситуацию. «Когда отец был за рубежом на переговорах, меня у ведомственного дома ударили по голове тяжелым предметом, — рассказал агентству пострадавший. — Меньше чем через месяц там же неизвестный выплеснул мне в лицо кислоту.
Отец был вынужден срочно вернуться в страну, контракт был сорван. На оба происшествия приезжали сотрудники ЦСБ СВР. Однако они мне заявили, что преступления с работой отца не связаны, а пострадал я из-за своей коммерческой деятельности. Если это было установлено, возникает вопрос: почему до сих пор преступления не раскрыты, никто не задержан? По данному факту я неоднократно жаловался в Главную военную прокуратуру, но никаких мер предпринято не было».
Стоит отметить, что помимо оперативной работы, представители ЦСБ СВР совместно с ФСБ РФ должны заниматься превентивными мерами по пресечению контактов западных спецслужб с российскими разведчиками, отслеживать подозрительные моменты в деятельности сотрудников СВР и их родственников. «Все люди, все друг друга понимают, — отметил «Росбалту» бывший разведчик. — Некоторые сотрудники занимаются коммерческой деятельностью через детей, те порой имеют недвижимость за границей, но если ничего откровенно криминального в это нет, то глаза на такие факты закрывают».
Впрочем, по словам источника, в высокопоставленном сотруднике СВР Александре Щербакове (полковник из управления «К» СВР, о котором на прошлой неделе написала газета «Коммерсант») представители ЦСБ заподозрили предателя еще в 2007 году, они подали документы о том, что некоторые моменты в его биографии, а также в его нынешней деятельности вызывают сомнения в том, что этот человек может оставаться на своей должности. Быстро российские спецслужбы на эти сведения не отреагировали, в результате Щербаков успел сбежать в США.
А.Шварев, Росбалт