Наши законы предусматривают неплохой соцпакет для военнослужащих. Другие бюджетники в большинстве своем могут только мечтать о подобных гарантиях.
Однако казенные обещания вызывают у людей в мундирах завышенные ожидания. Они искренне верят, что Родина (государство) не забудет их после отставки, и предоставит все, что обещало. Это — опасное заблуждение, и его надо выветривать, а лучше выбивать из стриженой головы еще на курсе молодого бойца.
Традиция умирает, но не сдается
Повышенные гарантии для людей в погонах — квартиры, оплачиваемая дорога в отпуск, санатории и т.п. — объясняются спецификой работы. Редкая профессия предусматривает столько тягот и лишений, сколько входит в стандартный набор военного. А главное, идеальный солдат должен жить по принципу «долг тяжелее горы, смерть легче перышка».
В других специальностях гибель на производстве заведомо считается несчастным случаем. У военных она (смерть) — часть самого производства. В принципе, за это надо доплачивать, и желательно — при жизни служивого. Поэтому наши законы обещают военным немало льгот.
Однако такой взгляд на льготы нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. В большинстве войн на Земле солдаты проливали кровь без всяких социальных гарантий. Во многих книгах можно встретить проходного персонажа — нищего отставника или голодающего инвалида в потертом мундире. Не писательская фантазия рождала образы, сама жизнь. Менялись страны, персонажи оставались те же. В конце концов, у героев войны 1812 года не было бесплатного проезда на извозчике, гарантированного жилья от государства или служебных санаториев. Так что, когда новобранцы спрашивали у старослужащих, «скажи-ка дядя, ведь не даром…», они в последнюю очередь думали про льготы.
А помните, о чем знаменитый рассказ «Полковнику никто не пишет»? Забытый всеми герой гражданской войны десятилетия ждет, когда правительство ему назначит пенсию. Но давать ее никто не собирается, так что старику вместе с женой придется голодать и дальше. Сказка в этом случае, совсем не ложь.
В какое-то время у нас попытались сформировать иную традицию для ветеранов. Увы, она не очень-то приживается. Поэтому новобранцам не стоит верить в красоту законных обещаний, как в манну небесную. Надо просто идти и служить.
Защитник широкого профиля
Теоретически, мужчина идет в армию, чтобы защищать свой народ и родное отечество. Однако, когда встаешь на защиту родного дома, льготы тебе не нужны. Хорошим стимулом будет уже то, что враг не войдет в твой дом.
На практике же у правителей подозрительно широкое толкование священного воинского долга. Скажем, у нас до сих пор идут споры, так ли уж была нужна советскому народу война в Афганистане? Или: могла ли новая Россия обойтись без первой чеченской бойни?
Любой ответ не умаляет подвига простых солдат и офицеров. Дело в другом: если цели войны не ясны или политики преследуют какие-то свои интересы (что часто одно и то же), то солдату за ратный труд надо платить вдвойне-втройне. А лучше — больше.
В мирное время без армии тоже не обойтись. Однако, если горизонты чисты, правители сами определяют, на каком довольствии держать войска. При этом государи часто руководствуются не только и не столько вопросами безопасности.
Например, как написали некоторые СМИ, ливийский лидер Каддафи якобы не доверял армии, и потому держал ее на голодном пайке. Зато очень хорошо кормил элитные части, преданные лично ему. Не буду утверждать так оно или нет, но сам принцип — имеет право на жизнь.
Соцпакет двойного назначения
У нас военный соцпакет условно делится на две части. Первый тариф можно назвать, базовым. Он положен любому кадровому военному. Допустим, право на бесплатный проезд к месту проведения отпуска. Сюда же входит магическая формула «через десять военного нельзя уволить без жилья». Второй тариф условно назовем боевым. Он прибавляется к базовому, если человек получил статус участника боевых действий. Как ни парадоксально, воевать для этого вовсе не обязательно.
Можно просидеть в штабе части, официально признанной воюющей. И наоборот, будь ты хоть трижды герой, не получишь статуса, если твой полк не признают боевым. Нечто подобное произошло с пограничниками, служившими в 90-е годы прошлого века в Таджикистане. Их просто не включили в соответствующий перечень. Вряд ли это простая ошибка, скорее — высокая государственная экономия. Ведь у чиновников свои резоны.
Правители всех времен и народов твердо усвоили принцип: армия стоит дорого, но можно сэкономить на отдельных солдатах. Поэтому иные властители нет-нет да и забывают о своих щедрых обещаниях. Например, когда в Ираке во времена войны с Ираном действовала программа «автомобиль за сына». Семьям убитых солдат выдавали машины и выплачивали солидные денежные компенсации, порядка 30 тысяч долларов. Саддам Хусейн мог себе это позволить: цены на нефть еще были высоки. Однако затем война стала высасывать из страны ресурсы, а юноши продолжали гибнуть.
Сначала за убитого солдата выдавали «Тойоту», потом более дешевый «Фольксваген», а затем программу тихо свернули. В конце войны семьям погибших не давали ничего.
Вокруг света — на пенсии
Ни в военных училищах, ни на призывных пунктах не рассказывают, что после войны солдат не нужен никому. Между тем, это обычная вещь, к ней надо морально готовить людей. Военные отставники не должны ждать милостей от чиновников, и слышать бесконечные «я вас на войну не посылал». Надо постараться стать хозяином своей судьбы. Думать о том надо задолго до увольнения. Благо, в истории есть вдохновляющие примеры. Один из них — не удивляйтесь — Магеллан. Тот самый, чей пролив нам так часто приходилось искать на карте на уроках географии.
Он был среди тысяч безвестных португальских солдат, добывавших для родины славу и величие в заморских войнах. Благодаря им на какой-то исторический миг страна на окраине Европы стала мировым лидером. Правда, все богатство получали придворные льстецы и оборотистые дельцы в тылу. «Героические эпохи никогда не были и не бывают сентиментальны… — написал Стефан Цвейг в книге «Магеллан»… — Чудовищна неблагодарность эпохи великих открытий: нищими и калеками, завшивевшими, бесприютными… бродят те самые солдаты, которые завоевали для королей сокровища…» Речь не о разбойниках и авантюристах, а — благородных дворянах, таких, как Магеллан, решивших послужить Родине.
В итоге, обойденный чинушами, он организовал собственный проект, нашел, как сейчас бы сказали, финансирование, и совершил подвиг. Кругосветное путешествие на тот момент было настоящим прорывом для человечества.
Подвиг неизвестного Магеллана
Выскажу крамольную вещь: вовсе не обязательно прописывать в законах льготы военным. Можно было бы банально платить высокую зарплату. В любом случае, военная служба была и остается для мужчины благородным делом. А некоторых случаях она может карьерным лифтом для молодого человека. Только не надо надеяться, что система сработает автоматически. Такая вера ломает многим судьбу.
Нет ничего необычного в том, что иногда обещания правителей не выполняются. В истории такое часто бывает. Лучше брать судьбу в свои руки. Как, допустим, безвестный солдат Магеллан.
В.Куликов. “Российская газета”.