Летчик-инструктор липецкого авиацентра сбросил на часть, в которой служит, информационную бомбу. В своем блоге в «Живом журнале» старший лейтенант Игорь Сулим привел шокирующие факты о том, что в части, в которой он служил, подчиненные были обязаны «делиться» своими премиями с командирами.
Офицер назвал и конкретные имена тех, кто, по его мнению, выстроил коррупционную схему.
— С января 2010 года командиром в/ч 21146 полковник Эдуард Ковальский до командиров подразделений довел неофициальную информацию о суммах, которые подразделения обязаны выплачивать ежемесячно при получении премии, — писал Сулим в своем ЖЖ. – Эта информация нигде не фиксировалась, однако в приватных беседах с личным составом других подразделений выяснились конкретные суммы, которыми были обременены летный состав части, технический, а также военнослужащие частей обеспечения. Непосредственно сбором денежных средств занимался полковник Сидоренко. Ему командиры подразделений передавали денежные средства лично. Сбор денег в подразделениях осуществлялся принудительно назначенными людьми, каждый месяц разными.
Здесь необходимо пояснение. Речь идет о премии, которую в войсках за глаза называют «сердюковской». В свое время министр обороны России Сергей Сердюков издал 400-й приказ, по которому командирам разрешали премировать наиболее отличившихся военнослужащих ежемесячными дополнительными выплатами. Причем суммы немаленькие – от 30 до 100 тысяч рублей. Лучшим офицерам (или тем, кого начальство считает таковыми) премии выписывались каждый месяц, плюс еще одна начислялась дополнительно по итогам года. Итого – 13 премий.
По версии Сулима, в липецком авиацентре выстроили незамысловатую схему: хочешь премию — делись с начальством. Иначе приказ просто не подпишут. Лейтенант заявил, что лично он в месяц должен был выплачивать 13 600 рублей.
— Общая сумма вымогаемых с подразделений денег составляла порядка 140-185 тысяч ежемесячно. В четырех эскадрильях в/ч 62632-а это порядка семи миллионов рублей за год, — написал Сулим в ЖЖ. — Первоначальные возмущения личного состава и попытки обратиться в органы контрразведки и прокуратуры не принесли ощутимого результата. Наоборот привели к ужесточению давления и усилению угроз.
Реакция на публичное обращение Сулима, которое он адресовал Министру обороны и председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, последовала быстро. В часть приехала комиссия главкомата ВВС для проверки фактов.
Военные держат глухую оборону от журналистов
Если судить о боеспособности нашей армии о той обороне, которую выстроили вокруг этой истории военные, то мирное небо над головой нам обеспечено. Пресс-секретарь ВВС России Владимир Дрик говорит, что вся информация будет обнародована только после проверки. В военной прокуратуре тамбовского гарнизона (липецкие воинские части относятся к ней. – Ред.) от комментариев тоже отказываются.
Но шила в мешке не утаишь. Из неофициальных источников нам удалось узнать, что некоторые военнослужащие авиацентра подтвердили версию Сулима о поборах. Игорь рассказал «Комсомолке», что нашлись люди, которые не побоялись пойти против отцов-командиров. Правда, своих имен они стараются не называть, опасаясь возможной мести.
Один из офицеров липецкого авиацентра поделился с «КП» неофициальными сведениями. По его словам, в субботу, 21 мая, в авиацентре произошло общее построение офицеров. На нем объявили об отстранении от занимаемых должностей трех офицеров, которых Сулим обвиняет в поборах, — командира части № 21146 полковника Ковальского, а также полковников Терешина и Сидоренко. Пока – до окончания проверки.
По закону на проверку отводится 10 дней. Комиссия во главе с замом главкома ВВС генералом-майором Виктором Бондаревым приехала в Липецк 19 мая. Получается, что 30 мая должны стать известны первые результаты проверки. В частности, будет дан ответ на вопрос: приведет ли обращение Сулима к возбуждению уголовного дела.
— Вместо обещанной комиссии из Москвы в часть прибыл единственный проверяющий – генерал-майор Бондарев. Его беседу с каждым из офицеров на бумаге не фиксировали. Сразу после этого летчиков приглашали в кабинет полковника Ковальского, он убедительно просил написать рапорт о том, что никаких поборов не было. Сослуживцы такие рапорты пишут, хотя в частных разговорах с возмутителями спокойствия признают, что поборы – это ненормально. Боятся – так можно охарактеризовать общее настроение в части, — сообщил о работе комиссии Игорь Сулим.
В своем блоге Сулим призывал офицеров поддержать его и не поддаваться на угрозы. Известно, что пять рапортов о фактах систематического вымогательства были все-таки написаны. В неофициальных беседах с корреспондентом «КП» сослуживцы Сулима подтверждают, — премии у них вымогают. Но лично выступить против командования никто не решается.
— Игоря серьезно прессуют, — сообщали «Комсомолке» выходившие с КПП сослуживцы.
Правдолюбца уволили
А вот Игоря Сулима уже уволили из Вооруженных Сил. Сам старший лейтенант утверждает, что одновременно с разоблачением фактов поборов в части он написал рапорт об увольнении. Но, по словам военного, документ составлен неправильно: не подписан у начальства. Там, в частности, написано: «Прошу меня уволить по причине постоянного вымогательства».
— Да и вообще я его никуда не отдавал, просто оставил на столе, — говорит опальный офицер. — Но каким-то образом бумага все же попала к командованию, а оно «добровольный» рапорт Сулима удовлетворило.
— Получается, что командование части, подписывая рапорт, написанный по причине систематического вымогательства, тем самым косвенно признает вашу правоту?
— Наверное, это можно расценить и так. Если фактов вымогательства нет, то и рапорт не может быть удовлетворен. А если есть «грешок за душой», то виновных нужно привлекать к ответственности. Но меня больше удивляет другое. Мое увольнение из ВС произошло еще до окончания работы проверки. Я думаю, что это сделано для запугивания остальных офицеров: мол, откроете рот – уволим.
— Игорь, вы намерены бороться до конца?
— Иного пути у меня нет. Меня пытаются обвинить в том, что я опозорил честь авиацентра. Но я с этим не согласен. На самом деле ее опозорили те, кто организовал в армии эту гадость с «откатами» по премиям. Вооруженные силы и общество нужно избавлять от таких явлений.
СПРАВКА «КП»
Пятно на репутации
Липецкий авиацентр всегда был на хорошем счету у командования. Эскадрилья летчиков была создана еще в годы Великой Отечественной и именно ее пилоты сбили самое большое количество немецких самолетов – 810.
Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава — крупнейший в стране. В нем, в частности, проходят «облетку» новейшие самолеты российских ВВС, в том числе «летающий танк» «СУ-34». Летчики авиацентра постоянно принимают участие в парадах Победы на Красной площади в Москве, а одно из новых тактических построений авиации даже носит название «липецкое крыло».
Руководит авиацентром генерал-майор Александр Харчевский, которого раньше называли «любимым летчиком Путина». Когда в 2000 году за несколько месяцев до своего избрания Президентом Владимир Путин совершил свой знаменитый полет на истребителе из Краснодара в Чеченскую республику, за штурвалом СУ-27 сидел именно Александр Харчевский. В 2008 году во время войны в Южной Осетии за выполнение боевых задач два липецких летчика были удостоены званий Героев России.
Ю.Криворучко, Л.Пустовалова. “Комсомольская правда”.
2 комментария
Так это везде так поступают с сердюковскими премиями.
Вы что открыли Америку? Поборы везде:в частях и в военных училищах.