Разное

Между контрактом и призывом

Последние заявления руководителей российского военного ведомства свидетельствуют о значительном пересмотре концепции постепенного увеличения в Вооруженных силах России числа военнослужащих, набираемых на контрактной основе. Начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Николай Макаров заявил недавно прямо: «Мы не переходим на контрактную основу. Более того, призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем».

Такой поворот стал отчасти следствием определенной неудачи реализации федеральной целевой программы на контрактную основу, реализованной в 2004–2007 годах. При заявленных в программе целях доведения контрактного состава Вооруженных сил до 400 тыс. человек реально численность контрактников составила к началу этого года около 200 тыс. человек. При этом согласно проекту предусматривалось в первую очередь комплектовать контрактникам силы постоянной готовности.




В условиях армии старого облика, существовавшей до 2009 года, части постоянной готовности насчитывали лишь 13% от общего состава, поэтому задача их полного перехода на контракт виделась реальной. Однако и она полностью реализована не была.

Надо учитывать, что задача полного перехода на контрактную службу является едва ли не наиболее сложной в военном реформировании и ее решение в российских условиях неизбежно займет очень длительное время вне зависимости от субъективных пожеланий тех или иных руководящих лиц.

Переход от призывной к профессиональной (контрактной) армии ставит три фундаментальные проблемы. Во-первых, финансовую. Контрактная армия гораздо дороже, ибо привлекать людей на тяжелую и опасную военную службу приходится соответствующей оплатой и социальными льготами. В российских реалиях полный переход на контракт потребует значительного увеличения оборонного бюджета.

Во-вторых, проблему подготовки личного состава. Ибо превращение добровольца в дисциплинированного и профессионального солдата требует весьма эффективных механизмов дисциплинизации, обламывания, воспитания и обучения, также затратных и требующих достаточно длительного периода подготовки.

В-третьих, проблему наличия резервов. Для России как континентальной страны с огромной протяженностью границ, наличием сильных соседей и необходимостью содержания крупной сухопутной армии остро стоит вопрос наличия достаточно массового минимально обученного резерва для развертывания массовой армии в случае крупномасштабной войны. Значит, надо искать формы сочетания контрактной армии мирного времени с созданием массового резерва.

Страны, которые эти проблемы решили или перед которыми менее остро стоит, например, вопрос резервов (к примеру, морские державы США и Великобритания – в сочетании с высоким уровнем развития экономики этих стран), имеют контрактную армию. Россия по объективным и субъективным причинам все вышеперечисленные вопросы вряд ли решит в краткосрочной перспективе. Поэтому военное ведомство России было вынуждено окончательно признать, что на обозримый период Россия будет вынуждена сохранять смешанную систему комплектования в виде сочетания контракта и призыва.

Сейчас же встал вопрос о соотнесении численности призывного и контрактного составов в условиях отечественной армии, подвергшейся кардинальному реформированию в 2008–2009 годах. Ведь российские Вооруженные силы нового облика должны полностью состоять в мирное время из частей постоянной готовности со 100-процентной укомплектованностью.

Это значит, что прежний замысел комплектования частей постоянной готовности только контрактниками утратил смысл – на всю армию постоянной готовности контрактников все равно не хватит. В этих условиях Министерство обороны вынуждено было разработать новую федеральную целевую программу по комплектованию контрактниками, рассчитанную на 2009–2015 годы.

В этой программе вполне разумно предусматривается перенос центра тяжести на создание корпуса профессиональных сержантов, который и планируется создавать на контрактной основе. То есть вместо прежних частей, укомплектованных только контрактниками, части нового облика должны иметь смешанный состав из рядовых-призывников и сержантов-контрактников.

Первый центр подготовки сержантов сейчас создан на базе Рязанского училища ВДВ. Контрактниками полностью будут также комплектовать некоторые элитные силы вроде Воздушно-десантных войск либо части и специальности, требующие повышенной специальной подготовки.

Общее количество военнослужащих по контракту (включая сержантов), требуемых при такой системе новым Вооруженным силам России, оценивается в 250 тыс. человек. Эта цифра выглядит реалистичной и вполне посильной для российского бюджета.

Естественно, что в этих условиях, а также с учетом сокращения срока военной службы по призыву до одного года количество самих призывников придется увеличить – мера непопулярная, но неизбежная.

Тем же гражданам, которые негодуют по этому поводу, необходимо, отбросив псевдопатриотизм, осознавать, что Россия – бедная страна. И та армия, которая у нас есть, – это армия бедной страны, к тому же находящейся в особых геополитических условиях. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому неизбежны компромиссы в отношении организации и комплектования российских Вооруженных сил. Позволить себе поголовный переход на контракт Россия в обозримом будущем реально будет не в состоянии в силу экономических условий.

Р.Н.Пухов. “Независимое военное обозрение”.

Похожие публикации

Размеры месячных окладов по состоянию на 01 января 2010 года

admin

Заполярные планы Минобороны

admin

Президентский полк частично перейдет на контрактную основу

admin

Оставить комментарий