Еще не начавшись, осенний призыв в армию стал поводом для ожесточенных дискуссий в обществе.
Формальным основанием для споров были повестки, которые военкоматы принялись рассылать еще в середине сентября, — призывников заранее приглашали в комиссариаты на медицинское освидетельствование и собеседование. Будущие солдаты и их родители увидели в этом нарушение закона и буквально забросали прокуратуры гневными жалобами на произвол военных. Более всех негодовали граждане, из года в год уклоняющиеся от казармы, — в списках рассылки их фамилии стояли первыми. Расставлять в этом вопросе все точки над «i» пришлось Главной военной прокуратуре.
— Военкомат имеет право по мере необходимости направлять соответствующие повестки гражданам призывного возраста для проведения медицинского освидетельствования или по другим обстоятельствам, — объяснил начальник управления ГВП генерал Александр Никитин.
Проблема в том, что сокращенным наполовину комиссариатам трудно справиться с оповещением сотен тысяч новобранцев. Каждому ведь надо вручить повестку под роспись — попробуй тут уложись в месяц-полтора. После ноябрьских праздников начнется массовая отправка призывников в войска, и все медицинские процедуры, собеседования с новобранцами надо выполнить до этого времени. На досрочный вызов парней в военкоматах пошли не от хорошей жизни, а, по выражению Никитина, «чтобы не создавать неразберихи и толчеи», когда президент своим указом даст официальный старт осенней призывной кампании.
Вчера начальник управления ГВП рассказал, как военные прокуроры планируют контролировать соблюдение прав новобранцев.
Все вопросы, связанные с их питанием, размещением и отдыхом, по решению главного военного прокурора Сергея Фридинского взяты под особый контроль. Надзор, как и в прежние годы, будет многоступенчатым, а следить за выполнением закона станут от первого до последнего дня призыва. По словам Никитина, проверки подвергнутся не только сборные пункты военкоматов, но и эшелоны с новобранцами, а также воинские части, в которые направят служить ребят.
Не секрет, что во время призыва у будущих солдат и их родителей возникает немало вопросов об армии. Некоторым кажется, что их незаконно лишили отсрочки, кто-то сомневается в объективности медицинского диагноза, других не устраивает решение призывной комиссии. Получить квалифицированную юридическую помощь все желающие смогут в 120 консультативных пунктах, которые военная прокуратура откроет во всех крупных городах и населенных пунктах России. ГВП тоже не останется в стороне от этой работы — до нового года там будет работать центральный консультативный пункт.
Сколько именно призывников этой осенью-зимой примерят военную форму, генерал сказать затруднился.
— Меньше 300 тысяч, — предположил он. — Конкретную цифру объявит минобороны в ближайшее время.
Зато об итогах весеннего призыва-2010 Александр Никитин говорил уверенно и без заминок. Результаты, надо признать, не слишком утешительные. Более 17 тысяч человек привлечены к административной ответственности — главным образом за уклонение от постановки на воинский учет, отказ явиться в военкомат по повестке и пройти медицинское освидетельствование. По данным минобороны, из года в год от казармы бегают около 130 тысяч человек.
Вот и по результатам весеннего призыва было возбуждено 200 новых уголовных дел на уклонистов. Суды, правда, не слишком охотно рассматривают такие дела и крайне редко выносят по ним обвинительные приговоры. Не случайно число осужденных по призывным статьям сегодня не превышает 90 человек.
— Суть не в том, чтобы обязательно привлечь молодого человека к уголовной ответственности, — поделился соображениями генерал, — а в том, чтобы заставить его пройти военную службу.
Совершенно иной взгляд у прокуроров на чиновников, которые нарушают закон или пытаются нажиться на призывниках. На снисхождение им рассчитывать не приходится. Это почувствовали 12 высокопоставленных должностных лиц, в отношении которых весной и летом были заведены уголовные дела. Кроме того, более 300 прокурорских представлений получили военкоматы и командиры воинских частей, где призыв сопровождался просчетами и недоработками.
А могут ли прокуроры использовать результаты предстоящей переписи населения для поиска уклонистов? Генерал такой возможности не видит, поскольку задачу — разыскивать «косарей» от армии — переписчикам никто ставить не будет. По его мнению, вряд ли отразится на результатах осеннего набора на военную службу и новое военно-административное деление страны.
Между тем
По данным главного военного прокурора Сергея Фридинского, треть преступлений, совершаемых в армии, и почти сто процентов проявлений дедовщины лежат на совести солдат по призыву.
Ю.Гаврилов. «Российская газета».