Разное

Половина доходов страны оседает в карманах коррупционеров

Всемирный банк недавно подсчитал уровень коррупции в России. По данным экспертов, более 48% нашей экономики находится в тени. Одновременно со Всемирным банком похожее исследование провели и российские эксперты, опросив более 6500 россиян по всей стране. Любопытно, что результаты западных и отечественных исследователей практически совпали. Почему государство не в силах побороть коррупцию? Что мешает гражданам защищать свои права? На эти и другие вопросы «Комсомолке» ответил соавтор доклада Евгений Архипов, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека и глава антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки».

«ИЗ ПОТЕРПЕВШЕГО ДЕЛАЮТ ОБВИНЯЕМОГО»

— В вашем докладе говорится, что в тени находится до 50% ВВП. Неужели коррупция действительно обходится России так дорого?




— Мы опрашивали как рядовых граждан, обратившихся с жалобами на коррупцию, так и предпринимателей. Как рассказывают последние, в среднем им приходится тратить на различные коррупционные издержки (взятки, откаты и прочее) около половины от всех расходов. По информации заявителей, еще больше оборот «грязных денег» в образовании: в большинстве учебных заведений (от детского сада до университета) до 80% средств — теневые. А в госучреждениях и вовсе до 90% услуг проходит через посредничество, то есть завуалированную коррупцию.

— Почему о коррупции в открытую говорят в ходе опросов или жалуются знакомым, а в прокуратуру и милицию не обращаются?

— В первую очередь потому, что правоохранительная система у нас тоже коррумпирована. На практике человек, обратившийся за помощью, зачастую из потерпевшего может превратиться в обвиняемого. Например, милиция может сообщить о вашем заявлении той стороне, которая вас обидела, а затем против вас даже могут сфабриковать уголовное дело. Таких примеров сколько угодно.

— Неужели у нас нет честных милиционеров?

— Есть, но мало. В правоохранительных органах есть понятие «свой — чужой». По неофициальной информации, в силовых структурах нужно проработать как минимум год, чтобы тебе предложили войти в «свою» среду. В этом случае ты сможешь зарабатывать в разы больше. Но перед этим к тебе будут присматриваться. Если ты не понравишься, например слишком честным окажешься, то тебе создадут условия, чтобы ты сам ушел, или найдут повод, чтобы уволить. Так они выстраивают отношения внутри системы, доверяют друг другу, понимая, что все в одной лодке сидят. Поэтому чужаков туда не пускают.

ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИИ ИЗ ЗАЛА СУДА

— Есть ли реальные способы побороть коррупцию?

— Исходя из мирового опыта, есть несколько возможных путей. Во-первых, в России надо разработать законопроект о защите и неприкосновенности тех сотрудников правоохранительных органов, работников судов и иных органов власти, которые заявили о ставших им известными фактах коррупции в рядах своих коллег. Во-вторых, нужно вести онлайн-трансляции из высших судебных инстанций: Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд. Кстати, эту идею недавно предложил глава ВАС России Антон Иванов. Это сделает заседания открытыми и вызовет общественный резонанс.

Кстати, такие трансляции успешно практикуют в США, где даже созданы специальные телеканалы, например «Голос Америки». И, в-третьих, нужно провести тотальную чистку кадров в правоохранительных органах и судебной системе. Это эффективный механизм, который успешно применили во Франции, Германии и даже в Грузии. Там за несколько лет взяли и полностью поменяли весь состав правоохранительных органов, чтобы ликвидировать все коррупционные связи внутри системы.

— У нас вроде тоже собираются. Даже переименовывать в полицию хотят…

— Да, но формировать ее планируют на основе милиции. Полицию если и нужно создавать, то с новыми кадрами, у которых будет другая система ценностей и не будет коррупционных связей. Это должны быть люди с безупречной репутацией. Их нужно обучить, в том числе с привлечением иностранных экспертов. С новобранцами должны работать психологи и другие специалисты. Отбор должен быть жестким. Все эти механизмы отработаны на практике в других странах, где граждане уже не переходят на другую сторону дороги, завидев полицейского.

— Так, может, и чиновников тогда стоит заменить?

— В этом нет необходимости. Ведь если правоохранительные органы будут здоровыми, они будут ловить коррупционеров среди госслужащих, а не прикрывать их, как сейчас.

— Много ли людей обращаются к вам за помощью?

— Жалоб масса. Но к нам обращаются в самом крайнем случае, когда все инстанции пройдены и все отказы получены. То есть общество готово жить с коррупцией — в 90% случаев люди сами пытаются решить вопрос: сунуть взятку, например. А если это не получается или чиновники берут мзду, а проблему не решают, только тогда они и обращаются к нам.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Как зарабатывают взяточники в силовых структурах:

Место Реальный месячный доход Что делают
Сотрудники спецслужб (ФСБ, ОБЭП и др.) от $20 тыс. Крышуют бизнес и занимаются рейдерством
Прокуроры от $10 тыс. Крышуют бизнес и криминальные структуры
Инспекторы ГИБДД от $5 тыс. Вымогают взятки у автолюбителей
Дознаватели от $3 тыс. Берут мзду с задержанных
Участковые от $2 тыс. Вышибают деньги с нелегальных иммигрантов
Патрульные от $1 тыс. Крышуют незаконную торговлю

По данным Ассоциации адвокатов России за права человека на основе обращений граждан со 2 июля 2009 по 30 июля 2010 года.

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Вот некоторые выдержки из доклада, подготовленного организацией «Чистые руки» по результатам опроса граждан

«Черные адвокаты»

— По сообщениям граждан, обратившихся с жалобами на коррупцию в судах, почти повсеместно там установилась система посреднических услуг через так называемых «черных адвокатов». Они берут на себя «труд» уладить дело с конкретным судьей за определенное вознаграждение. При этом чаще всего «черными адвокатами» являются родственники или друзья судей. Как рассказывают заявители, коррупционная схема выстроена так: судьи рекомендуют гражданам своих адвокатов, а «чужие» притесняются. Например, судья недвусмысленно намекает на необходимость смены адвоката, создает административные барьеры при подаче иска в суд. Если сторона не привлекает «черного адвоката», то обычно проигрывает.

По неофициальной информации, по уголовным делам суммы взяток колеблются от 50 тыс. до 1 млн. рублей в зависимости от сложности дела. По гражданским делам суммы меньше — от 15 тыс. рублей.

Бизнес в погонах

— Помимо крышевания и рейдерства, в правоохранительных органах стали практиковать и «трудоустройство» за деньги. Об этом сообщают граждане, а также сотрудники органов внутренних дел. Например, устроиться помощником прокурора можно за $10 тыс. А чтобы получить прибыльную работу в отделении ГИБДД, потребуется отдать не менее $50 тыс. Причем соискателей не пугает низкая зарплата — «вложенный капитал» можно довольно быстро окупить за счет нелегальных доходов. Деятельность органов превращена в «правоохранительный бизнес», где можно сколотить состояние. Критерием престижности профессии стала коррупционная стабильность (подробнее см. «Только цифры»).

Дорогие госуслуги

— Как сообщают граждане, чиновники на местах зачастую вымогают взятки даже за те услуги, которые они обязаны предоставлять гражданам по закону. К примеру, получить право собственности на участок в одном из районов Владимирской области, даже имея все необходимые документы, стоит около 40 тыс. рублей. А чтобы подключить дом в Подмосковье к системам электро- и газоснабжения, помимо официальной стоимости, нужно отдать ответственным чиновникам соответственно $10 тыс. и $15 тыс.

Е. БЕЛЯКОВ. “Комсомольская правда”.

Похожие публикации

Штатная численность Вооружённых Сил

admin

Замполиты, политруки, а по-прежнему — комиссары

admin

Создание ЮВО не повлияет на состав войск РФ в Южной Осетии и Абхазии

admin

Оставить комментарий