Разное

Так где же ракеты?

Жесткий «разбор полетов», который президент Дмитрий Медведев устроил на совещании по развитию оборонно-промышленного комплекса, не оставляет сомнений — глава государства больше не допустит срыва поставок в Российскую армию новой техники и вооружений.

Поводом для нелицеприятного разговора стали результаты выполнения гособоронзаказа-2010. Президент напомнил его основные параметры. В прошлом году Вооруженные силы, помимо прочего, должны были получить более 30 баллистических ракет наземного и морского базирования, пять ракетных комплексов «Искандер», около 300 единиц бронетехники, 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, три атомных подводных лодки, один корвет и 11 космических аппаратов.

Что из этого арсенала попало в войска, а что — нет, Дмитрий Медведев уточнять не стал. Но такой список был озвучен в докладе министра обороны Анатолия Сердюкова на недавней коллегии военного ведомства, где присутствовал президент.




По словам министра, доля современного оружия в Российской армии в прошлом году увеличилась до 15 процентов. В армию и на флот поступило 20 тысяч единиц вооружений и военной техники, ими переоснастили 34 воинские части. Сердюков перечислил оружейные новинки: 27 баллистических ракет стратегического назначения, 34 стратегические крылатые ракеты воздушного базирования, 6 космических аппаратов, 21 самолет, 37 вертолетов, 19 зенитных ракетных комплексов, 61 танк, 325 бронемашин.

Даже беглое сравнение планов и их реализации свидетельствует — по некоторым параметрам, например, самолетам и военным спутникам, Вооруженные силы арсенала не добрали. А кое-какие пункты гособоронзаказа, в частности касающиеся атомных подлодок, не были выполнены вообще.

Почему такое случилось, генералы и руководители оборонки объясняли президенту за закрытыми дверями. Эксперты, к которым обратился за комментариями корреспондент «РГ», считают, что тут есть вина и военных, и промышленников. По мнению руководителя Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, минобороны надо активнее работать с предприятиями ОПК, не ограничиваясь выдачей им технических заданий и финишной приемкой готовой продукции. Однако в оборонном ведомстве с такой оценкой, похоже, согласны лишь отчасти. Еще два года назад в беседе с корреспондентом «РГ» Анатолий Сердюков говорил:

— Оборонную промышленность надо перестраивать, производства делать гибкими. С ОПК ведь произошло то же самое, что с армией. Как сокращали Вооруженные силы, так же «резали» и промышленность. Рост стоимости и себестоимости продукции, сокращение персонала потянули массу других проблем. Оборонка уже не может модернизироваться за счет собственных средств. Небольшие заказы не обеспечивают ее деньгами для масштабного технического перевооружения. В итоге мы имеем огромные цеха, где только маленькая часть используется по назначению. Все остальное простаивает.

За прошедшее с того разговора время нагрузка на ОПК серьезно возросла. Но многие оборонные предприятия так и не смогли наладить выпуск современной военной продукции на старых мощностях. Износ основных производственных фондов в ОПК, по словам президента, сейчас составляет около 70 процентов.

Отсюда главная проблема — те танки, самолеты, корабли и ракетные установки, которые в массовом порядке готова поставлять армии промышленность, военным уже не нужны. А востребованную ими технику оборонка не может выпускать без серьезной модернизации своих мощностей. Вот почему президент на совещании потребовал в самое ближайшее время принять федеральную целевую программу развития ОПК на 2011-2020 годы. Без ее реализации окажутся под угрозой срыва планы, заложенные в новую госпрограмму вооружений.

Военным и промышленникам придется навести порядок и в своих финансовых взаимоотношениях. К этому, в том числе, подталкивает печальный опыт прошлого года. Из 200 миллиардов рублей, которые минобороны в свое время перечислило предприятиям ОПК в качестве аванса на выполнение гособоронзаказа-2010, треть пошла на выполнение армейских заявок и ровно столько же — на работы по зарубежным контрактам. На технологическое обновление цехов директора не потратили ни копейки. Кстати говоря, непосредственные исполнители договоров большие суммы так и не увидели, поскольку почти половина оружейного транша осталась на так называемых «головниках».

Ю.Гаврилов. “Российская газета”.

Похожие публикации

Медведев назначил нового командующего войсками Южного военного округа

admin

Опираясь на российскую армию, следует развивать свою

admin

Генштаб расставил приоритеты

admin

1 комментарий

пистон 12 мая 2011 at 18:06

Нынешнее руководство Вооружёнными Силами привело к сбою системы. Ожидать, что эти же люди наведут порядок в структуре, — несусветная глупость. Пусть делают то, что у них получается — фотографируют, торгуют мебелью….

Оставить комментарий