С 1 октября в России начался осенний призыв на военную службу: в строй поставят почти 280 тыс. юношей. С какими жалобами чаще всего обращаются новобранцы к военным прокурорам? Военный обозреватель «КП» Виктор Баранец побеседовал с начальником управления надзора Главной военной прокуратуры (ГВП) генерал-майором юстиции Александром Никитиным.
«КП»: — Александр Павлович, куда обращаться призывнику или молодому бойцу, если нарушены его права?
Александр Никитин: — С 1 октября в военных прокуратурах по всей стране открыты телефоны «горячей линии» и более 120 консультационных пунктов. Центральный пункт работает при ГВП. Вот телефоны, по которым призывники и их родственники могут звонить (смотрите список справа).
— Почему новобранцы чаще всего жалуются на врачей призывных комиссий?
— Проблема в качестве медицинского освидетельствования есть. У нас до трети молодых людей не годны к военной службе. Или имеют дефекты здоровья, которые нужно лечить. Зачастую это не так просто выявить. И тут все зависит от профессионализма членов медкомиссий. Хотя случается, что некоторые призывники скрывают свои заболевания, чтобы попасть в элитные войска. А в силу загруженности кто-то из врачей может не обратить на это внимания. Надо, чтобы всю историю болезни комиссия знала доподлинно.
— А как обстоит дело с уклонистами?
— Если брать итоги минувшего призыва, то более 17 тысяч молодых людей были привлечены к административной ответственности. Это главным образом те, кто попытался уклониться от учета, от явки в военкомат. За уклонение от призыва возбуждено около 200 уголовных дел. 87 человек осуждены, следствие по остальным еще идет.
— Весной было много шума из-за того, что якобы призывали даже судимых…
— Судимых в армию призывать не могут по закону. Только со снятой судимостью. Если судимость снята или погашена, то человек является уже несудимым и, безусловно, имеет право быть призванным.
— Некоторые призывники жаловались на то, что их вызывали в военкоматы до начала призыва 1 октября. Это законно?
— У нас в стране сейчас около 130 тысяч молодых людей, которые уклоняются от допризывных мероприятий. Это те, кто не встал на воинский учет, не прошел медосвидетельствование. Вот их заранее в военкоматы и приглашали. Ничего противозаконного тут не вижу.
— В отлове уклонистов прокуратура участвует?
— Разыскивать таковых — дело не прокуратуры. Это работа военкоматов, милиции. Чтобы привлечь к ответственности уклоняющегося, надо провести расследование, вынести постановление о привлечении к ответственности. Этот документ отправляется в милицию, которая должна объявить молодого человека в розыск и приступить к нему.
— Какой штраф назначается уклонисту и сколько лет ему дают? Человек, отсидев, все равно должен пойти в армию служить?
— Да, когда человек отбудет наказание, судимость будет снята или погашена, он обязан пойти в армию. По годам — до двух лет лишения свободы. Штраф за уклонение от призыва — на усмотрение суда. Максимум — 200 тысяч рублей.
— Судя по объявлениям в Интернете, в России создана гигантская структура, призывающая молодых людей не выполнять Закон о воинской обязанности.
— По всем попыткам помочь откосить от армии проводятся проверки. Люди, которые таким образом зарабатывают, совершают преступление. Это пособничество уклонению от призыва на военную службу, ответственность за которое — уголовная.
— Были скандалы в связи с тем, что новобранцам то разрешали, то не разрешали брать мобильники в армию. Этот вопрос решился?
— Минобороны во все части направило директиву о том, что мобильными телефонами можно пользоваться с учетом условий службы. Устав этого не запрещает, если мобильник не мешает солдату выполнять служебные обязанности. Прокурорам дано указание следить, чтобы права людей тут не нарушались.
— Родители новобранцев беспокоятся: будут ли солдат-срочников направлять в «горячие точки»?
— Никто не имеет права направлять призывника для участия в боевых действиях. До того как он в течение шести месяцев пройдет подготовку по воинской специальности. И только после этого он может быть направлен для выполнения таких задач.
— Минобороны и Генштаб объявили, что части будут комплектоваться по территориальному принципу. То есть ребята будут служить недалеко от дома. Но какие здесь будут нормы?
— Давайте порассуждаем. Условно говоря, в Воронежской области мест для прохождения службы 100, а призывников 300. Вот те 100, кто первым придет в военкомат, и будут служить в Воронежской области. Здесь есть доля шутки, но в целом это так.
— А других будут призывать куда угодно?
— У нас нет законодательного запрета либо разрешения служить или не служить по месту жительства либо за пределами области, республики. Это невозможно сделать. А вдруг завтра поход, переброска войск на каком-то направлении? Значит, солдат вместе с частью поедет туда, куда ему прикажут.
В,Баранец. “Комсомольская правда”.