Немногие конвойные авианосцы были построены на верфях Великобритании, оставлявших их серийное производство на долю американцев и создававших более специализированные корабли. Имело место и вполне понятное нежелание расставаться ради этого с хорошими торговыми судами, столь необходимыми для жизненно важных конвоев.
В результате выпустили только пять конвойных авианосцев английского производства: «Виндекс», похожий на него «Найрана», меньший по размеру «Активити», больший по размеру «Кампания» и бывший лайнер «Претория Касл».
В отличие от американских авианосцев, которые были построены из однотипных корпусов, английские эскортные авианосцы отличались друг от друга и имели более длинные, но узкие полетные палубы. На них находилось по одному подъемнику и больше операций выполнялось вручную.
Английские авианосцы строились более прочными, чем американские, и имели броневую защиту ангаров и полетных палуб. В среднем каждый корабль размещал от 15 до 18 самолетов, причем на два штурмовика «Суордфиш» обычно приходился один истребитель («Си Харрикейн», «Мартлет» («Уайлдкэт») или «Фулмар»).
Наименьшая авиагруппа находилась на «Активити». Более крупный «Претория Касл» водоизмещением 19 650 тонн основную часть своей службы провел на испытаниях и в качестве учебного корабля. Четыре корабля меньшего размера были перестроены из быстроходных торговых судов и имели дизельную ГЭУ и два гребных винта.
Эти корабли после войны планировалось вновь использовать в гражданских целях.
Перестройка кораблей «Виндеко и «Найрана» из незавершенных корпусов быстроходных торговых судов была окончена в декабре 1943 года, и они стали тем, что наиболее полно отражает понятие «конвойные авианосцы английского производства».
Эти корабли имели полное водоизмещение порядка 17000 тонн, полетную палубу длиной 150,88 м. один подъемник размерами 13,72 м на 10,36 м и несли по 18 самолетов. Остальное их вооружение включало два 102-мм орудия, 16 2-фунтовых пушек «пом-пом» и 16 20-мм зенитных пушек.
Сопровождение конвоев
Английские конвойные авианосцы активно сопровождали суда в Гибралтар и обратно. Работая в парах, они стали эффективными противолодочными кораблями. Их самолеты «Суордфиш» были оснащены обзорной РЛС, а они сами — гидроакустическими станциями (ГАС) «Асдик», что позволяло им действовать в составе специальных противолодочных групп.
Впоследствии эти авианосцы использовались для сопровождения арктичес ких конвоев. Важность их задач на этой особенно опасной службе была подтверждена тем, что они ходили под флагом старшего военно-морского офицера.
Однако конвойные авианосцы английского производства оказались несколько менее эффективными в суровых погодных условиях Севера. Их недостаточная длина делала корабли чрезвычайно неустойчивыми к килевой качке, что часто препятствовало выполнению полетов