Жилье

Хоть кол на голове теши

Недавно в редакцию “Красной звезды” обратились военнослужащие воинской части, дислоцированной в посёлке Первомайском, что неподалёку от города Горячий Ключ (Краснодарский край).

Суть письма сводилась к следующему: данным военнослужащим в соответствии с решениями жилищной комиссии их части в Горячем Ключе были распределены квартиры, ранее освобождённые другими служивыми в связи с их убытием к новым местам службы. Когда же новосёлы обратились в местную администрацию с просьбой заключить договоры социального найма на своё жильё и зарегистрировать их по месту жительства, им в этом было отказано.

Как было заявлено представителями администрации, местная власть является собственником данных жилых помещений, соответственно, право распределения жилья принадлежит ей, а муниципалитет эти квартиры служивым не распределял и распределять не собирается. У него на эти квартиры иные планы! И в подтверждение решительности своего отказа чиновники потребовали от служивых незамедлительно освободить «незаконно занятые помещения».




Отвергнутые властями новосёлы обратились за защитой своих прав в судебную инстанцию. И городской суд признал за военнослужащими их право пользования жилыми помещениями, распределёнными жилищной комиссией. Однако администрация Горячего Ключа подала кассационную жалобу, одновременно ещё раз подтвердив свой отказ заключать с офицерами договоры найма. В связи с чем группа военнослужащих и обратилась с письмом в нашу газету с просьбой помочь в разрешении этой скандальной ситуации.

«Красная звезда» не в первый раз разбирается в историях, подобных этой. И каждый раз нашим чиновникам приходится снова и снова объяснять нормы российского законодательства. Складывается такое впечатление, что некоторым из «ответственных лиц» хоть кол на голове теши…

Что ж, возьмём на себя ответственность и в этот раз провести своего рода краткий правовой ликбез.

Статья 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» в части 5 определяет, что «в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей». Именно эта норма Федерального закона и была соблюдена при вынесении решения жилищной комиссией части.

Жильё находится в ведении муниципалитета? Законодательство уточняет действия с «военными» квартирами и в этой ситуации. Часть 3 статьи 1 Жилищного кодекса РФ гласит, что «жилищные права муниципальных органов на осуществление ими права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями могут быть ограничены федеральными законами». Приведённое выше положение ФЗ «О статусе военнослужащих», когда освобождённая одними военнослужащими квартира должна передаваться другим, таким ограничением как раз и является.

Одновременно просим принять во внимание и то, что главный документ, регулирующий взаимоотношения в жилищной сфере в нашей стране, — Жилищный Кодекс РФ в части 1 статьи 1 и пункте 43 статьи 65 предписывает органам местного самоуправления «создавать для военнослужащих как для граждан Российской Федерации все условия для осуществления ими права на жилище». Это право, к сведению администрации Горячего Ключа, дано всем нам, россиянам, Основным законом страны — Конституцией…

Квартирные баталии, схожие с нынешней историей в Краснодарском крае, уже происходили в Самаре. Здесь администрация тоже отказала некоторым офицерам в праве заселиться в квартиры, выделенные им по решению жилкомиссий своих частей и освобождённые после выезда оттуда других военнослужащих. Однако прошедшие суды подтвердили главенство закона: жильё, даже имеющее статус муниципального, должно распределяться только людям в погонах, если ранее в этих квартирах проживали военнослужащие по договорам социального найма.

А несколько лет назад аналогичная история рассматривалась и в Конституционном суде России. В этот судебный орган обратились власти муниципального образования «Сертолово», что в Ленинградской области. Здесь местные чиновники посчитали, что состоявшееся распределение военнослужащему квартиры, ранее занимаемой другим военнослужащим, в доме, перешедшем в городскую собственность, каким-то образом ограничивает право органа местного самоуправления владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным жильём. Однако Конституционный суд объяснил сертоловским чиновникам их неправоту.

В определении КС было, в частности, указано, что «военная служба по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т») Конституции Российской Федерации представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

В развитие названных конституционных положений ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции РФ), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилого фонда на условиях договора социального найма жилого помещения».

Проще говоря, Конституционный суд подтвердил, что именно Закон «О статусе военнослужащих» имеет главенство при разрешении подобных спорных вопросов с военным жильём. Именно нормы этого ФЗ должны применяться местными администрациями в случае наличия у них каких-либо сомнений на предмет обоснованности своих действий. В том числе в случае с «военными» квартирами.

Что же касается якобы нарушенного права местной власти распределять жильё, то КС посчитал, что «положения пункта 5 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» участия органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений не исключают». Более того, согласно тому же определению Конституционного суда, «несмотря на то что содержание и использование муниципального жилого фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильём военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления».

Думаем, больше к этим словам добавить нечего. Тем не менее на всякий случай редакция направляет этот материал со своим сопроводительным письмом в администрацию Краснодарского края и в аппарат полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе. Надеемся, что эти вышестоящие органы государственной и региональной власти сумеют со своей стороны ещё более доходчиво объяснить чиновникам Горячего Ключа смысл и силу приведённых выше норм российского законодательства.

Д.Семенов. «Красная звезда».

Похожие публикации

Отставники в квадрате

admin

Без лишних справок

admin

На основе социальной справедливости

admin

2 комментария

Oleg 11 февраля 2011 at 22:01

Djn ? dctulf ,s nfr!

Владимир 13 февраля 2011 at 19:42

Добрый день. Обращается к Вам подполковник в отставке Кунчикалеев Владимира Николаевича, Личный номер ВС СССР № И-078248, Родился в 1950 году в г. Саратове. В 1969 году призван на службу в ВС СССР в г. Саратове.
Я, прослужил в Вооруженных Силах СССР 28 календарных лет, 8 месяцев. В льготном исчислении 55 лет, закончил службу заместителем командира вертолётного полка по лётной подготовке, Присягу на верность Родине СССР, принимал один раз в 1969 году.
Участвовал в боевых действиях в Йемене, в Афганистане, в Таджикистане. Налетал на вертолетах 5700 часов. Выполнил 600 боевых вылетов, получил две военные травмы, 6 осколочных ранений. Награжден орденами: «Красная Звезда», «За службу Родине 3 степени», 15 медалями. Являюсь «Ветераном военной службы», «Инвалид войны 14 статья», «Участник боевых действий»
В 1997 году был уволен из Вооруженных Сил СССР согласно Закона от 12 октября 1967 г.№ 42 «О воинской обязанности утвержденного Постановлением Совета Министров от 18 марта 1985 года № 240 «О прохождении воинской службы офицерским составом ВС СССР статьи 59 (б) по болезни, инвалидом войны 3 группы.
С 1998 года стоял в очереди на получение жилья, за счет средств Федерального бюджета, в Администрации г. Саратова, в отделе по учету и распределению жилой площади для военнослужащих, прослуживших в Вооружённых Силах 10 лет и более.
Чиновники данного отдела Занозин В.В., Толкунов Ю.И. и Николаев В.Г., умышленно, сняли меня с очереди для военнослужащих запаса, и перевели в очередь, на улучшение жилищных условий, в Администрацию Заводского района г. Саратова, к малоимущим, участникам боевых действий рядового состава, за счет средств местного бюджета. В данной очереди на протяжении 26 лет квартиры не выдавали, из за отсутствия средств.
В данный момент главный специалист по учету и распределению жилой площади Заводского района г. Саратова Хомякова Л.А. и ее заместитель Горецкая Е.В. сняли меня с очереди инвалидов войны и не подали сведения в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области о постановки меня в очередь на получения жилья как инвалида войны. Этими действиями данные чиновники умышленно лишили меня права получить жилье в 2010 году.
14 апреля 2010 года на заседании рабочей группы по рассмотрения вопроса улучшении жилищных условий моей семье. Участники рабочей группы был сделан вывод о наличии оснований для решения вопроса, предоставления жилого помещения мне и моей семье. Данное решение передано в администрацию города Саратова.
Но чиновники администрации г. Саратова, категорически отказывают в выделения жилья.
В данный момент пустуют 90 квартир закупленных для офицеров запаса.
Убедительно прошу Вас оказать помощь в получении жилья в 2011 году ветерану военной службы, инвалиду войны. Состав семьи 3 человека . Снимаю жильё с 1998 года
С уважением подполковник в отставке, инвалид войны Кунчикалеев В.Н.
Мой адрес: 410022, г. Саратов, ул. Южно- Зеленая, дом 3, кв. 15. т. раб. 8 (8452) 278479-факс. с.т. 8 917 311 9149

Оставить комментарий