Легкий авианосец типа «Колоссус» был проектом Второй мировой войны, во многом напоминая уменьшенный вариант тяжелых авианосцев типа «Илластриес», но был оснащен одним ангаром, зенитной артиллерией малых калибров и не имел бронезащиты.
За основу его ГЭУ была взята установка, применявшаяся на крейсерах, но с расположенными попеременно котлами и машинными отделениями на случай попадания бомб или торпед ниже уровня палуб. Всего были построены десять таких авианосцев, большинство из которых остались в строю и в послевоенные годы.
Построенный в 1944 году корабль «Колоссус» участвовал в боевых действиях на Тихом океане и в 1946 году был передан в аренду французским ВМС как «Арроманчес», а затем выкуплен Францией.
Корабли ВМС Великобритании «Пионер» и «Персей» были достроены как плавучие ремонтные мастерские самолетов и использовались в этой роли до утилизации в 1954 и 1958 годах соответственно.
Служба за рубежом
Из остальных авианосцев корабль ВМС Великобритании «Венеребл» в 1948 году был продан Нидерландам как «Карел Доорман», английский корабль «Уорриор» некоторое время арендовался канадскими ВМС, а по возвращении Великобритании в 1958 году был продан Аргентине как «Индепенденсия». Корабль ВМС Великобритании «Вендженс» в 1952-1955 годах сдавался в аренду австралийским ВМС, после чего был выведен в резерв и в 1957 году продан Бразилии как «Минас Жераис».
Другие корабли этого типа («Глори», «Оушн», «Тесей» и «Триумф») принимали участие в боевых действиях в Корее. Их авиагруппы включали самолеты F.Mk47 «Сифайер», FB.Mkll «Си Фьюри» и «Файерфлай». В декабре 1945 года «Оушн» стал первым авианосцем, на который совершил посадку реактивный самолет («Вампир»). «Глори», «Оушн» и «Тесей» были утилизированы в 1961-1962 годах, в то время как «Триумф» за семь лет был перестроен в тяжелую плавучую мастерскую.
В 60-х годах он принял участие в патрулировании Бейры, в 1975 году выведен в запас, а в 1981-1982 годах утилизирован. Это произошло незадолго до войны за Фолклендские острова, где активно применялась палубная авиация, и его присутствие было бы необходимым.
Характеристики:
Проект «Колоссус»
Водоизмещение: 13190 тонн стандартное, 18040 тонн полное.
Размерения: длина – 211,84 м, ширина — 24,38 м, осадка — 7,16 м, ширина полетной палубы — 24,38 м.
ГЭУ: двухзальная паротурбинная суммарной мощностью 29828 кВт (40000л.с).
Скорость: 25 узлов
Авиагруппа: 48 самолетов
Вооружение: первые корабли — 24 2-фунтовые пушки и от 38 до 60 20-мм пушек; последующие корабли — 17 40-мм пушек, плавучие мастерские — 16 2-фунтовых пушек и две 20-мм (затем 40-мм) пушки.
Радиоэлектронное вооружение:
одна РЛС обнаружения воздушных целей типа 281, впоследствии дополненная одной РЛС определения высоты воздушных целей типа 277 и одной РЛС обнаружения надводных целей типа 293.