Вооружение

Lockheed SR-71 Blackbird: самолет-шпион опередивший время

Lockheed SR-71 Blackbird долгое время был лучшим в своем роде. Этого бы никогда не произошло без Советского Союза.

Военно-воздушные силы США и ЦРУ провели ряд шпионских полетов над территорией тогдашнего Советского Союза и его союзников с конца 1940-х годов. Однако в первые годы американцы понесли много потерь, и только после развертывания высоколетящих самолетов-разведчиков U-2, против которых у советов не было средств защиты, у ЦРУ появилось ложное чувство безопасности. Паника стала еще сильнее в 1960 году после того, как была сбита одна из этих машин, пилотом которой был Гэри Пауэрс.

Самолет-разведчик должен был быть из советского титана

В дополнение к международному «позору», из всего этого инцидента возникла необходимость в новой разведывательной машине. Эта задача легла на тогдашние секретные, а ныне легендарные Skunk Works компании Lockheed. Новый самолет должен был быть защищен высотой, на которой он эксплуатировался (26 000 метров), но прежде всего непреодолимой скоростью до 3300 километров в час, то есть в три раза превышающей звуковую.

Однако у дизайнера машины Кларенса «Келли» Джонсона было много проблем от этой задачи. С 1959 года он занимался разработкой нового сверхскоростного истребителя А-12 для ВВС США, который должен был сбивать советские бомбардировщики на большой скорости над Арктикой и Аляской. Конструкция машины на 85% состояла из титана, остальное было изготовлено из столь же революционных композитных материалов. Но проблемы не заставили себя долго ждать: титан был новым и труднообрабатываемым материалом.

Вторая, и даже более насущная, проблема заключалась в том, что единственной страной, освоившей промышленное производство титана, был «враждебный» Советский Союз. Во время холодной войны ЦРУ удалось получить достаточно материалов через нейтральные страны, чтобы изготовить несколько десятков машин. Таким образом, СССР невольно снабдил самолет-шпион материалами. Первая модель A-12 взлетела в 196 году, а более современный Lockheed SR-71 последовал за ней два года спустя.

Секретная революция в небе под названием SR-71 Blackbird

Размах крыльев черного дрозда, как его прозвали из-за окраса, составлял 16,94 метра, длина фюзеляжа — 32,74 метра, а высота — 5,64 метра. Конструкция машины отличалась острыми краями и углами. Это, наряду с используемыми материалами, привело к уменьшению отражения от радаров, SR-71 также считается одной из первых малозаметных машин в мире.

Пустой самолет весил 30,6 тонны, а максимальный взлетный вес составлял 78 000 килограммов. В основе машины лежали два двигателя Pratt & Whitney J58 мощностью 144,6 кН, а в камере сгорания температура достигала 1760°C. Для них требовалось специально разработанное топливо JP-7 с высокой температурой воспламенения 320 °C, которое также служило хладагентом.

Максимальная скорость Lockheed SR-71 составляла 3530 километров в час, то есть 3,3 числа Маха. Максимальная высота составляла 25 900 метров, а дальность полета без дозаправки — 4800 километров. Поскольку поверхность машины нагревалась на высоких скоростях, кабину пришлось оборудовать мощным кондиционером, а экипаж носил скафандры, в которых они дышали чистым кислородом. У них также была еда в тюбиках, похожих на те, что предназначены для астронавтов.

Долгая и успешная служба

Lockheed SR-71 Blackbird был одной из самых требовательных машин как для пилотирования, так и для наземного обслуживания. Пилоты должны были налетать не менее 2000 часов. И пилот, и оператор должны были находиться в отличной физической форме на уровне астронавтов. Но служба не обошлась без потерь, один пилот лишился жизни. По SR-71 было выпущено около 4000 зенитных ракет, но ни одна из них не попала в самолет. Из 32 построенных машин 12 были потеряны во время эксплуатации.

Первые машины были отправлены с Тайваня в 1968 году для полетов над КНДР, Китаем, Вьетнамом и СССР. В том же году были также запущены полеты из Великобритании над странами Варшавского договора. К 1998 году, когда самолеты были окончательно сняты с эксплуатации, они выполнили 3550 миссий с общим налетом 52 490 часов, из которых 11 676 были на скоростях выше 3 Маха.

Военно-воздушные силы США долго сожалели о заземлении машин, поскольку это действительно была очень полезная разведывательная машина. Были сделаны предложения возобновить эксплуатацию, но в 2007 году был объявлен преемник, SR-72 «Сын черного дрозда».

Однако долгое время ничего не происходило. Только в прошлом году ВВС США объявили, что SR-71, вероятно, будет заменен гиперзвуковым беспилотником. Однако дата первого взлета все еще находится в тайне, в то время как китайский гиперзвуковой планер совершит кругосветное путешествие за 100 минут.

Похожие публикации

Вертолеты для морских пехотинцев

admin

Легкий авианосец ВМС Великобритании «Центавр»

admin

Авианосец ВМС Великобритании «Арк Ройал»

admin

Оставить комментарий